Зачем в школе вводится
курс «Основы религиозных культур и
светской этики»?
Курс
«Основы религиозных культур и светской
этики» вводится в учебный процесс в
конце 4 класса — первой четверти 5 класса.
В этот период начинается наложение
образовательного кризиса на возрастной,
ребёнок покидает начальную школу и
испытывает немалые трудности в адаптации
к новой системе обучения в основной
школе. Меняется его отношение к себе,
родителям, школе, образованию. Происходит
переоценка ценностей.
Необходимо
поддержать ребёнка в этот сложный для
него период. Очень важно, чтобы отказ
от ценностей детства и переход к ценностям
взрослой жизни происходили в контексте
определённого культурного и
мировоззренческого пространства. В
этом контексте знакомство с религиозной
или нерелигиозной традицией в школе не
ведёт ребёнка к их обязательному
принятию. Оно обеспечивает решение
важной психолого-педагогической задачи:
младший подросток при любых условиях
создаёт собственную систему новых
ценностей, но если он это делает, имея
ясное представление о высших ценностях,
в которых сконцентрирован лучший
нравственный опыт человечества, то его
собственный процесс переоценки ценностей
будет осознанным и позитивным.
Этому
процессу призван содействовать курс
«Основы религиозных культур и светской
этики».
Воспитание
детей было и остаётся самым трудным
видом деятельности в мире. Что может
быть сложнее и ответственнее, чем
воспитать в человеке Человека?
Воспитание
осуществляется в диалоге отцов и детей.
Однако их отношения довольно часто
принимают драматический характер:
старшее поколение, стремясь оградить
молодёжь от ошибок, хочет передать ей
собственный опыт, собственные модели
поведения и представления, молодое
поколение в то же время, не желая жить
чужим умом, отстаивает своё право на
самостоятельный путь, своё понимание
жизни.
Не
случайно тема «отцов и детей» относится
к категории вечных. Этот спор был начат
очень давно и продолжается по сей день.
Яркие иллюстрации напряжённости этого
конфликта мы находим на страницах
мировой литературы: трагедия шекспировского
короля Лира, ожесточённые столкновения
«века нынешнего» с «веком минувшим» в
комедии А. С. Грибоедова, разрушительный
нигилизм тургеневского Базарова,
обернувшийся против самого героя, и
многие другие примеры.
Современная
эпоха также не решила проблему
взаимоотношений поколений. Причин этому
много: и непростые 90-е годы прошлого
столетия, разрушившие многое из того,
во что верили бабушки и дедушки современных
младших подростков, лишившие стабильности
и уверенности в безоблачном будущем их
родителей, и невиданные темпы обновления
мира, и мощные потоки информации,
ежедневно обрушивающиеся на нас. Конечно,
у человека всегда есть то, что он способен
передать своим детям и внукам независимо
от времени, — любовь, честность,
порядочность, доброе имя.
Самая
большая педагогическая ошибка родителей
— их уверенность в том, что они лучше
своих детей знают современную жизнь.
Современный мир нестабилен, изменчив,
многослоен. И даже если старшее поколение
из лучших побуждений стремится, чтобы
младшие усвоили в полном объёме их
жизненный опыт, конфликт поколений всё
равно неизбежен. Дети отказываются от
прямых советов старших, интуитивно
понимая, что условия жизни сегодня
другие, а завтра изменятся ещё больше.
Вы
наверняка не раз обращали внимание и
удивлялись, как легко дети обращаются
с компьютером — они действуют и мыслят
как бы внутри его, так быстро, естественно
и свободно, что даже уследить за их
действиями взрослому бывает трудно. И
мы учимся у них.
Наши
дети раньше взрослеют, больше знают,
лучше разбираются в последних достижениях
техники, говорят на другом языке, иначе
одеваются и развлекаются, по-другому
чувствуют и мыслят. Они приняли мир
таким, какой он есть, и учатся выживать
в нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность
современной эпохи в том, что мы, взрослые,
осваиваем новые условия современной,
динамично меняющейся жизни вместе с
детьми, мы учимся вместе с ними. Для
этого есть только один верный путь —
диалог отцов и детей, взаимное и искреннее
уважение родителей и детей, их желание
слышать и понимать друг друга.
Действительно
ли проблема отцов и детей неразрешима?
Всегда ли разница лет и традиционные
семейные роли ведут к непониманию,
обессмысливают общение, исключают
дружбу? Как сделать так, чтобы вечный
спор поколений превратился в диалог, в
совместный поиск истины? Невзирая, а
может, отвечая на вызовы времени, нам
необходимо выбрать путь, который бы не
разъединял поколения, а сближал их.
Возможно, одним из шагов на этом непростом
пути можно считать появление курса
«Основы религиозной культуры и светской
этики». Идея этого нового курса с
родительской точки зрения проста —
если старшее и младшее поколения
принадлежат разному времени, находятся
на разных ступенях развития культуры
и техники, сформировались в разных
социальных, бытовых, информационных и
даже экономических условиях, то объединить
их может то, что не зависит от этих
ступеней, условий и прочих временных
факторов, но имело большое значение для
всех поколений, живших до нас, имеет
значение и в наше время. Объединить нас,
создать основу для содержательного
диалога отцов и детей способна культурная
традиция.
Поэтому
каждый из модулей курса расскажет
школьникам о системе вечных ценностей,
богатейшем и разнообразном опыте
нравственной жизни, примерах человеческого
подвига во имя высших идеалов. Родители
могут выбрать тот модуль, который
согласуется с семейными традициями, их
мировоззрением, нравственными установками.
Одна
из важнейших задач курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
— это доверительное общение между
родителями и детьми с опорой на
нравственные основы семейной жизни.
Семья основана на любви, взаимной
поддержке, взаимопонимании. Счастье
детей зависит от обстановки в семье, от
степени взаимопонимания и доверия, от
способности взрослых пережить все
проблемы ребёнка, найти и сказать ему
вовремя нужное слово.
Большинство
родителей в той или иной мере ощущают
недостаток живого общения с детьми.
Дефицит подлинного общения — одна из
болезней нашего времени. Стремительность
времени и прямо пропорциональный ей
объём ежедневно решаемых проблем
оставляют слишком мало возможностей
для того, чтобы поговорить друг с другом,
услышать и понять друг друга. Семья
психологически и физически защищает
ребёнка, создаёт необходимые материальные,
социально-экономические, культурные
условия для его развития, вкладывает
деньги в образование. Но подчас все эти
функции выполняются за счёт одной, но
самой важной — настоящего семейного
общения, создания особой атмосферы
семейного уюта (в нематериальном значении
этого слова). К сожалению, на разговоры
о главном — о смысле жизни, о выборе
ценностей, о добре и зле остаётся слишком
мало времени. Но именно эти темы актуальны
для младшего подростка, в котором
начинает пробуждаться чувство взрослости.
В этом
возрасте особенно важно воодушевлять
ребёнка, принимать активное, деятельное
участие в его жизни, не подменяя при
этом искренний, доверительный разговор
родительским морализаторством,
«пулемётной очередью» претензий, прямым
навязыванием собственных планов и
принципов.
Слишком
часто наши дети слышат от нас и от других
о плохих людях, растущих ценах, не лучших
жилищных условиях, об ухудшении
экологической обстановки, о «таких-сяких»
политиках. Но помогаем ли мы своим детям
верить в то, что жизнь, несмотря на все
проблемы и трудности, — великий и
бесценный дар? Ведь если мы сами порой
не считаем, что жизнь прекрасна и
удивительна, насыщена смыслами, и не
доказываем это на своём примере как мы
сможем объяснить это детям?
Содержание
курса «Основы религиозных культур и
светской этики» имеет воспитательный,
нравственно-развивающий характер.
Успешное решение воспитательных задач
возможно только в согласованном
взаимодействии семьи и школы. Новый
учебный курс рассчитан именно на такое
педагогическое партнёрство учителей
и родителей.
Мы не имеем права
забывать, что для ребёнка самый действенный
образец жизнелюбия, нравственного
самоопределения — это его родители.
Особенности курса
«Основы религиозных культур и светской
этики»
Внедрение
курса «Основы религиозных культур и
светской этики» в учебный процесс
общеобразовательных школ вызывает
немалый интерес в обществе. Родители,
учителя, общественность осознают
необходимость принятия на государственном
уровне мер, обеспечивающих возвращение
воспитания в школу, укрепление
сотрудничества государства, школы,
семьи, общественных и традиционных
религиозных организаций в целях
духовно-нравственного развития и
воспитания школьников, морального
оздоровления общества. Однако, по
отношению к новому курсу и его апробации
в общественном мнении сложился ряд
опасений. Рассмотрим их.
- «В школу придут
священнослужители».
Если бы это произошло на самом
деле, то было бы прямым нарушением
Конституции России. В статье 14 Основного
закона нашей страны говорится о том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных
общеобразовательных школах в качестве
учителей могут работать лица, имеющие
специальное педагогическое образование
и профессионально, на постоянной основе
занимающиеся обучением и воспитанием
школьников. Приход в государственные
и муниципальные школы священнослужителей
исключён положениями Конституции
России, а также существующими нормами
профессионально-педагогической
деятельности.
В своём вступительном слове на
встрече с лидерами религиозных организаций
России 21 июля 2009 г. Президент России Д.
А. Медведев подчеркнул, что преподавать
знания о религии в школе будут светские
педагоги.
- «Учебный курс будет иметь
вероучительный, миссионерский характер».
Миссионерство и
преподавание основ религиозной культуры
решают совершенно разные задачи. Но
грань между религиозной и светской
культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового
курса, в первую очередь зависит от того,
кто будет учить. Все модули курса «Основы
религиозных культур и светской этики»
будут преподавать те учителя, которые
уже работают в школе и которые хорошо
знакомы родителям, — это учителя
начальных классов, литературы,
обществоведения, истории, других
предметов. Сложно представить, что
педагоги за две четверти, отведённые
на изучение нового курса, будут стремиться
обратить своих учеников в ту или иную
религию. Тем не менее если это и будет
иметь место в отдельных школах, родители
могут обратиться к классному руководителю,
руководству школы, в родительский
комитет с требованием о замене
учителя. Перед авторами учебных пособий
модулей «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры» стояла задача донести общие
знания об исторических и культурных
основах определённой религии. Опираясь
на это, учитель будет рассказывать детям
о важнейших категориях религиозной
культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе
многих выдающихся произведений мировой
культуры. Дети знакомятся с ними на
уроках истории, литературы, на занятиях
факультатива, во время экскурсий в музеи
— это знакомство с религией через
культуру. Ещё один пример: русское слово
«спасибо» — это сокращение фразы «Спаси
(тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного
выражения благодарности с помощью
привычного нам слова? А если нет, то не
обращаем ли в веру другого, говоря ему
«спасибо»? Это наличие изначально
религиозного смысла в повседневности,
который мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических
задач нового учебного курса — формирование
у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному
на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального
народа России. А выбор веры — это частное
дело гражданина, он может происходить
только за пределами государственных и
муниципальных школ.
«Учеников одного
класса поделят на группы, что приведёт
к конфликтам между ними».
Тот факт, что учащиеся
одного класса и их родители смогут
выбирать для изучения один из модулей
курса «Основы религиозных культур и
светской этики», не означает, что
разделение школьников по конфессиональным,
мировоззренческим основаниям неизбежно.
Модульное построение нового учебного
курса реализует право граждан на
свободный выбор и отражает особенность
России как великой страны с богатыми и
разнообразными духовными традициями.
В каждой семье свои традиции,
мировоззренческие или религиозные
предпочтения. Формальное разделение
учащихся на группы не будет приводить
к их размежеванию. Для такого утверждения
есть основания.
Курс имеет не вероучительный,
а культурологический характер, а
культура у нас одна — культура
многонационального народа России.
Содержание всех
модулей комплексного учебного курса
подчинено общей цели — воспитанию
личности гражданина России посредством
приобщения его к нравственным и
мировоззренческим ценностям.
Содержание всех
модулей группируется вокруг трёх
базовых национальных ценностей: 1)
Отечество, 2) семья и 3) культурная
традиция. На этих
базовых ценностях будет осуществляться
воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован
таким образом, что школьники, выбравшие
для систематического изучения
определённый модуль, получат общие
представления и о содержании других
модулей.
Предусматривается,
что на нескольких последних уроках
учащиеся одного класса будут работать
вместе. На этих уроках они будут
представлять свои индивидуальные и
коллективные творческие работы по
итогам изучения того или иного модуля.
Изучение курса
завершается большим общим школьно-семейным
праздником, посвященным Дню народного
единства, который мы отмечаем 4 ноября.
Единство и согласие через диалог
культур и есть ощутимый результат
учебно-воспитательного процесса в
рамках нового курса.
Нельзя
забывать и об особой роли родителей.
Ребёнок всегда будет внимательно и
деликатно относиться к своему
однокласснику, изучающему другой модуль,
если его родители, другие значимые для
него взрослые с уважением относятся к
представителям иного мировоззрения.
«Апробация учебного курса
— очередной эксперимент ради эксперимента,
он закончится так же внезапно, как и
начался».
Мысль об исключительной
важности нравственной консолидации
общества и необходимости его морального
оздоровления последовательно проведена
в Посланиях Президента России Федеральному
Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и
2009 гг. В связи с этим были внесены
изменения в Закон «Об образовании»,
которые определяют в качестве основных
задач содержания образования интеграцию
личности в национальную и мировую
культуру; формирование человека и
гражданина, интегрированного в современное
ему общество. В 2009 г. был
принят новый федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования, в котором закреплено
данное требование Закона. Апробация
курса «Основы религиозных культур и
светской этики» ещё один шаг на пути
последовательного осуществления новой
государственной образовательной
политики.
|