6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [56]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [2]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Умеет ли ребенок пользоваться ножницами и клеем?
Всего ответов: 311
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

Внеурочное занятие «Мир деятельности» 3 класс

Внеурочное занятие «Мир деятельности»

3 класс

(представлено на Дне открытых дверей в гимназии № 9 г.о. Королёв)

 

Тема. Ценности нашей жизни. Дружба.

Урок проведён в технологии деятельностного метода.

Тип урока: открытие нового знания.

Учитель: Костина Анна Анатольевна

Краткая характеристика класса.

В классе обучаются 27 человек. Детям 9 – 10 лет. Программу «Мир деятельности» дети осваивают с первого класса. Уроки проходят в системе 1 раз в неделю. Основная цель этих занятий: сформировать представление об учебной деятельности, формировать универсальные учебные действия, которые пригодятся на уроках и в жизни. Тема дружбы актуальна как для нашего класса, так и для любого коллектива.

Ход урока

Требование ТДМ

Выпол- нено (+/-)

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

+

2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).

+

3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня в нашей школе проходит День открытых дверей. Мы рады всем пришедшим к нам на урок. Сегодня мы собрались на внеурочное занятие «Мир деятельности», чтобы узнать что-то важное. А иначе и быть не может. Зачем бы я оторвала вас от таких важных дел, как поспать, поесть, погулять. (Слайд 1. Заставка)

- Скажите, что вы считаете самым важным в жизни? Что представляет для вас особую ценность? (Слайд 2. Ценности жизни: жизнь, здоровье, учёба: шаги учебной деятельности вывешены на доске).

- Хотите ли вы узнать о новой ценности?

 

 

 

 

«II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

  1. Организовать актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания.

+

  1. Организовать перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках.

+

  1. Организовать обобщение актуализированных знаний.

На IV этапе урока

  1. Организовать актуализацию учащимися мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.).

+

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия.

+

  1. Организовать фиксацию учащимися индивидуального затруднения в пробном учебном действии или его обосновании.
- Послушайте историю из сказки французского писателя Сент-Экзюпери «Маленький принц» и определите, о какой ценности мы будем сегодня говорить. (Слайд 3. Иллюстрации по «Маленькому принцу») Когда автору было 6 лет, он нарисовал удава, который проглотил слона. Но все взрослые, кому он показывал рисунок, говорили, что это шляпа. «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в пустыне Сахара». На рассвете его разбудил чей-то тоненький голосок и попросил: - Пожалуйста... нарисуй мне барашка!» Так автор познакомился с Маленьким принцем. Тот рассказал о своей планете. Оказалось, что Маленький принц жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга». Автор и Маленький принц подружились. Они много разговаривали: Маленький принц рассказывал о порядках на своей планете. Например, чтобы не произрастали вредные семена баобабов, там существовало правило: « Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». Маленький принц подружился с Лисом, приручил его. «Прежде мой Лис не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете». И роза оказалась для Маленького принца единственной среди многих других. Прощаясь, Лис открыл другу главный секрет: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». - Сумеете ли вы назвать то, что стало очень дорого Маленькому принцу? О чём жалел автор, расставаясь с Маленьким принцем? (Важны друзья, дружба). - Кстати, эту книгу Сент-Экзюпери посвятил своему лучшему другу Леону Верту. - Поднимите руку, у кого есть друзья. Можно ли считать одноклассников друзьями? Дружный ли у нас класс? Попробуем ответить на эти вопросы. Мы не первые, кто задумался над ценностью жизни – дружба. Приведите примеры дружбы из книг, кино, стихотворений. (Слайд 4. «Фантазёры» Н. Носова, «Крокодил Гена и Чебурашка» Э. Успенского, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»): родители и дети вспоминают песни о дружбе В. Высотский «Если друг оказался вдруг…», «Дружба крепкая…», «У друзей нет выходных…», - Что такое дружба: состояние, отношения или что-то другое? (Слайд 5. Словарь Ожегова: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»). - Кто считает, что у нас дружный класс (не очень дружный класс)? Кто-то сомневается. - Кто может назвать правила дружного класса? (Не на все вопросы можно сразу дать ответ). - Что у вас возникло? (Затруднение).

 

III Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.

1) Организовать анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия.

На IV этапе урока

2) Организовать фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний:

а) для выполнения всего задания (сразу);

б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа);

в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий).

 

+

3) Организовать выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения, либо обоснования пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»).

- Какое затруднение? (Не могу назвать правила дружного класса). - Почему? (Не знаю все правила, как в классе жить дружно).

+

 

 

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания.

Организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:

  1. постановку цели учебной деятельности (целью всегда является устранение причины затруднения);

+

  1. согласование темы урока;

+

  1. определение способа (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средств (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;

+

  1. составление плана реализации поставленной цели.

- Назовите цель и тему урока. (Цель: узнать правила дружного класса. Тема. Как в классе жить дружно). – Слайд 6. Тема урока и 3 шага учебной деятельности.

- Какие шаги учебной деятельности вы уже прошли? Слайд 7.

1) повторение и обобщение (что такое дружба, это ценность жизни)

2) пробное задание (назвать правила дружного класса)

3) причина затруднения и цель

- Что теперь надо сделать? (Составить план, выбрать средства для «открытия» знания). Слайд 8. Тема и план.

1. Прочитать примеры из жизни дружного класса.

2. Выделить ключевые слова, основную мысль.

3. Составить правила.

4. Согласовать с классом.

 

 

 

 

 

V Реализация построенного проекта

Цель: организовать построение учащимися нового знания.

  1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

+

  1. Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках (с помощью эталона).

+

  1. Организовать соотнесение построенного учащимися нового знания с учебником или другим критерием истинности (образец, подготовленный учителем; справочник; энциклопедия и пр.).

+

  1. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

+

  1. Организовать уточнение общего характера нового знания.

- Как удобнее работать: в группах или по отдельности? (Одна голова хорошо, а две лучше.)

- Напомните правила работы в группе. (Плакат «Правила работы в группе»)

- В помощь ответственному: 4 правила – 4 человека в группе. Как можно организовать работу в группе? (каждый работает над своим правилом, при необходимости обсуждение совместное). На работу даётся 5 минут. Начинайте!

- Согласуем найденные правила. (Каждое правило читается на доске, команды зачитывают свой вариант правила, сверяем с эталоном).

- Теперь вы знаете правила дружного класса и можете определить, дружный ли у нас класс. Слайды 9-13. Правила дружного класса.

- Какой следующий этап работы? (Закрепим знание). Слайд 14.

+

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий на применение нового знания в типовых ситуациях.

+

2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование с помощью эталона.

1. – Какие правила для нашего класса наиболее трудны для выполнения? (Чтение стихов про правила).

3. Игра «Узнай меня!» (Определить по увлечениям, интересам и хобби одноклассников)

4. Игра «Весёлая переправа» (Команда встаёт на «плот» и переставляя двигается вперёд)

- Какое из правил оказалось выполнить сложнее всего?

- Какое задание вас ждёт дальше? (Самостоятельная работа)

+

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание.

+

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца).

+

3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика*.

- Для самостоятельной работы вам предлагается тест «Друговедение». Вставьте подходящие по смыслу слова. Определите правило. Слайд 15. Образец самостоятельной работы.

- Кто правильно определил правило? Поставьте +. Какой сделаете вывод? (Я понимаю правила дружного класса).

- Кто ошибся? Поставьте «знак вопроса». В чём ошиблись? (Не определили нужное правило). Что это значит? (Надо лучше запомнить правила). С обратной стороны листа – эталон с правилами дружного класса.

- Где можно потренироваться в запоминании? (Дома. Уверены, что родители не откажутся вас проверить и, возможно, предложат новые правила.)

+

+

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Организовать выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание.

 

2) Организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными.

+

3) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.

- Я хочу вам показать небольшой сюжет из лицейской жизни А.С. Пушкина. У него есть прекрасное стихотворение своему другу Ивану Пущину. Видеоролик (первые 2 мин 45 с), далее стихотворение «Пущину».

+

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию учащимися цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке.

+

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения требований, известных учащимся (средства и способ достижения цели, пройденные шаги, соответствие поставленной цели и результатов).

+

3) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

+

4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

- Для чего важного мы собрались сегодня? (Узнать, как жить в классе дружно).

- Достигли ли цели? Докажите. (У нас есть правила дружного класса.)

- Сколько шагов учебной деятельности вы прошли? (9)

- Слайд 16. Вы теперь обладатели нового знания. Поздравляю вас! Но правила надо не только знать, но и соблюдать.

- Что изменится в вашем поведении с сегодняшнего дня? (Буду больше обращать внимание на интересы других людей, буду обращать внимание на тех, кому нужна помощь, но не смеяться, а помогать им, буду соблюдать правила гимназии, чтобы не подводить класс, сам буду больше чем-то интересоваться, а не отказываться от занятий)

- Оцените себя по следующим критериям. (Слайд 17. Лесенка успеха.)

- Я всем желаю жить по законам дружбы, тогда учиться будет не в тягость, а в радость. Урок окончен для детей. У меня есть несколько вопросов для родителей и задание.

- Увидели ли вы шаги учебной деятельности? Это путь, который мы проходим в освоении чего-то нового. Он непрост. Помогайте детям осваивать новое без упрёков и недовольства, предлагая, когда нужно, своё уверенное плечо, заботливые руки и доброе сердце.

- Теперь вы знаете, по каким критериям можно оценить, насколько дружный у нас коллектив родителей. Закрепите знания вместе с детьми. Никогда не стыдно становиться лучше. Дети – источник того, как стать лучше. Учитесь вместе с ними.

Задание: напишите, пожалуйста, отзыв об уроке: название занятия, что вам понравилось, какие формы работы использовались, пожелания.

+

 


 

Категория: Начальная школа | Добавил: КостинаАА (25.05.2018)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2020
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru