6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Может ли ребенок собрать пазлы?
Всего ответов: 300
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

В жизни всегда есть место подвигу. Риторика Факты, события и отношение к ним

В жизни всегда есть место подвигу.

Риторика

Факты, события и отношение к ним

Цель: познакомить с видами информации (логическая, эмоциональная);

Учить выражать свои мысли;

Воспитывать патриотические чувства учащихся, на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии;

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Развивать познавательную активность учащихся.

 

1.Индукция.

Замечательный русский художник Николай Константинович Рерих, размышляя о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, записал в своем дневнике: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова «указ» и «советы», упомянутые в этом словаре. Следовало бы добавить еще одно слово – непереводимое, многозначительное слово «подвиг»».

  Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Говорят, что в тибетском языке имеется подобное выражение…но европейские языки не имеют подобного слова.

2. Самоконструкция.

- Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову «подвиг». (храбрость, героический поступок, отвага, доблесть и т. д.)

- Посмотрим в толковом словаре Ожегова, какое определение слову «подвиг» дает автор. (Подвиг – героический  самоотверженный поступок.)

- Ребята, как вы понимаете выражение «самоотверженный поступок»?

- Снова обратимся к словарю. (Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага.)

3. Социоконструкция.

Послушайте стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста» и скажите, можно ли действия парнишки назвать самоотверженным поступком.

 

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, куда он бьет.

Ты угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - сколько всяких дыр.

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

- Да где же, где?

- А дайте, я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

- Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.

- Вот здесь.

И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

 

- Как можно охарактеризовать действия парнишки?

- Просил ли его кто-нибудь о помощи?

- Как вы думаете, достоин ли парнишка получить медаль?

4. Социализация.

 

Как вы думаете, можно ли победу советского народа в ВОВ считать подвигом? Докажите примерами.

 

-Я буду называть фразу, а вы, если согласны, поднимите зеленый флажок, если не согласны – красный.

·                   ВОВ началась 22 июня 1941 года

·                   Первый День победы в ВОВ отмечался 9 мая 1944 года.

·                   В 1941 г. СССР напал на Германию.

·                   ВОВ длилась 1418 дней.

·                   Гитлер мечтал о молниеносной войне, которая позволила бы ему завоевать СССР за 2-3 месяца.

·                   Слово «Отечество» схоже со словами «Родина», «Отчизна».

·                   Подвиг – это когда человек становится известным, популярным.

·                   СССР превосходил Германию по количеству вооружения и солдат к началу войны.

·                   Бывших участников войны называют ветеранами.

·                   Воздушный таран – это когда самолет своим винтом врезается в хвост вражеского.

·                   Ленинград – блокадный город.

·                   Разведка – это сбор сведений о противнике, местности, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

·                   В ВОВ советский народ потерял свыше 27 миллионов человек.

 

- Чтобы глубже окунуться в атмосферу тех военных лет, давайте выполним следующие задания. Я назову вам пары слов.  Попытайтесь связать их в своем воображении, запомнить. Затем я буду называть первое слово пары, а вы – второе.

Война – мир                                          снайпер – пуля

Бой-передышка                                     самолет – бомбежка

Ранение – госпиталь                            письмо – семья

Фронт – тыл                                          подвиг – герой

Разведчик – рация                                партизаны – лес

Награда – генерал                                 победа – праздник

 

Героически сражались и наши земляки. Всего из Тюльганского района призвали и мобилизовали 8124 человека, из них 1600 за ратные подвиги, мужество и отвагу были удостоены правительственных наград. Наши земляки – герои Советского Союза: В. И. Бояркин, М. Н. Гирин, Н. М. Мельник, К. П. Оргин, А. Н. Редько.

 

- Сейчас мы ближе познакомимся с некоторыми событиями ВОВ.

Танки-водолазы

Это было осенью 1943 года. Все дальше на запад катились разбитые гитлеровские войска. Преследуя фашистов, танковая бригада подошла к реке Десне. Дальше хода нет. Стали искать брод – не нашли. Что делать?

И вот комбриг принимает смелое решение: форсировать реку под водой! Он обратился к танкистам: «Кто первым поведет танк по дну реки?» Вызвалось несколько экипажей. Стали готовить танки. Смазка, брезент помогли заделать все щели в корпусе. И вот первая машина вошла в реку. Вода скрыла башню, потом пушку. Все затаили дыхание.

Через минуту на другом берегу показалась пушка головного танка. Он выбрался на берег. Дружное ура разнеслось над Десной. Таким способом переправились все танки, и бригада выполнила боевую задачу.

 

Лекарство для раненых

Это было в грозные годы войны.

Однажды тимуровцы городка Никольска прочитали в газете, что раненым нужны березовые почки. Из них делают лекарство. На самодельных лыжах пионеры отправились в березовую рощу. Ребята нагибали молоденькие деревца и собирали почки в банки и бутылки. Зябли руки на холодном ветру.

Тимуровцы собирали березовые почки до самой весны. Это было очень важное дело. Ребята верили, что из березовых почек сделают лекарство. Оно поможет встать на ноги неизвестным раненым бойцам.

(По С. Фурину.)

Сестра

Шел в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана вражеская пуля. Упал Иван. Лежит он  в снегу. Дышать трудно от боли в груди.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Трудно Ивану глаза открыть.

Подползла к нему девушка. Вынула из сумки бинт и перевязала рану.

Взяла его винтовку,  обхватила Ивана Котлова и потащила. Враги стреляют по девушке. Она ползет и на шинели Котлова тащит.

Спасла солдата от смерти храбрая девушка Надя Балашова.

(По Л. Кассилю.)

Валя Котик

Валя Котик получил задание командира партизанского отряда. Он будет охранять склад боеприпасов. Мальчик залег у склада.

На западе грохотали танки. Фашисты бросили на город «тигры». А у партизан не было пушек. Рвались мины, снаряды. Немцы теснили партизан. Вот они уже рядом со складом.

Валя стал стрелять в сторону врагов. Вдруг донеслось громкое «ура». Это на помощь партизанам шли наши войска.

Мальчик метнул гранату. Но тут же рухнул на землю. Его скосила пуля врага.

Вале Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(По С. Чумакову.)

Собака – санитар

В лесу шли бои. Под елью лежал раненый солдат. Его руки и ноги пробило пулей. Боец терял сознание.

Поднялась метель. Раненого начало заметать снегом. Он замерзал.

Вдруг он услышал шорох. Боец с трудом открыл глаза и увидел большую собаку. Она обнюхала раненого и убежала.

Скоро она привела двух санитаров. Они перевязали бойцу раны и на санях отвезли в госпиталь. Так была спасена жизнь солдата.

 

- Что вас тронуло в этих рассказах?

-Докажите, что герои этих рассказов были находчивыми, решительными, смелыми.

5. Афиширование. (представление коллективных работ)

 

6. Разрыв.

Как вы думаете, страшно ли на войне?

А как вы представляете себе рукопашный бой?

Попробуйте из четырех  «перепутавшихся» строчек сложить ставшие знаменитыми стихи поэтессы Ю. Друниной, участницы ВОВ.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Раз – наяву. И сотни раз во сне.

Тот ничего не знает о войне.

Я только раз видала рукопашный.

Конечно же, нашим дедушкам и прадедушкам было страшно. Но они, несмотря ни на что, поднимались в атаку и с криками «Ура!», «За Родину!» били фашистов, потому что знали, что кроме них, никто не защитит родную землю, семью, близких. Подбадривая себя, они частенько произносили такую пословицу. Подберите «ключик» и расшифруйте ее:

 

д

с

т

е

а

а

о

м

в

в

м

я

б

т

о

й

и

а

у

е

м

ы

ь

д

н

н

т

м

р

н

в

,

н

е

о

ь

В следующем задании я попрошу вас подумать, какое отношение данные группы имеют к ВОВ:

·                   Москва, Ленинград, Сталинград, Курск. (Название городов, за которые разыгрались жестокие сражения.)

·                   Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев. (Полководцы)

·                   В. Талалихин, Д. Карбышев, Н. Гастелло, А. Матросов. (Герои)

 

-А какие бы вы взяли краски, чтобы изобразить подвиг? Почему?

Когда человеку очень трудно, страшно, он концентрируется, забывает обо всем на свете. У него в голове только одна мысль: «Как спасти окружающих? Как помочь другим?»  На войне всегда страшно, грохот снарядов, рев самолетов, дуло  автомата, направленное на тебя. Страх, смерть, слезы горечи и радости. Отступления и победы.

7. Рефлексия.

В память о тех страшных годах в День Великой Победы на площадях, у памятников устраивают праздничные салюты.

У вас на партах лежат звездочки из праздничного салюта. Закончите одно из предложений.

Я узнал….

Я задумался…

Я понял…

 

За родную Отчизну не жаль и жизни.

Категория: Начальная школа | Добавил: КирееваНМ (24.01.2013)
Просмотров: 2647 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru