6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [56]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [2]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Может ли ребенок собрать пазлы?
Всего ответов: 291
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

Урок « Вера в себя» (курс «Мир деятельности», 3 класс) проводится в рамках внеурочной деятельности.
3 класс
Урок « Вера в себя» (курс «Мир деятельности», 3 класс)
проводится в рамках внеурочной деятельности.

Урок проведён в 3»Г» классе учителем начальных классов Костиной А.А.

Предисловие.
Данный урок направлен на формирование у третьеклассников личностного качества «вера в себя», как одного из качеств, помогающих быть успешным в учебе, преодолевать затруднения, достигать поставленных целей.
Основной задачей урока является согласование с детьми правил, которые помогают сформировать веру в себя во время учёбы.
Важным выводом урока является то, что поверить в себя, значит, стремиться к большему и верить в конечный успех. В процессе урока ученики приходят к выводу, что словами и мыслями утверждать веру недостаточно, дорога к вере в свои силы начинается с первого шага – с первой преодолённой трудности, с первого успеха. Вера в себя — это стартовая составляющая любого успеха.
Урок  построен в технологии деятельностного метода обучения (ТДМ), на котором учитель также организует тренинг следующих универсальных учебных умений: умение самостоятельно фиксировать своё затруднение, определять его причину, ставить цель учебной деятельности и предъявлять результат.
45
Оборудование:
1. Демонстрационные материалы (изданные пособия).
2. Презентация  с аудиофайлами.
3. Разрезной материал (на каждого ребёнка в учебном пособии):
Р–1.1. Рассказ Мартышки.
4. Наклейки к уроку 1 «Вера в себя» (в учебном пособии).
5. Эталон к уроку 1 «Вера в себя» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).
6. Дополнительный материал к уроку.
46
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Мы сегодня вместе со Смайликом отправимся в Страну знаний. Прочитайте хором девиз — послание Смайлика:
Надо в дорогу нам торопиться,
Чтобы узнать, как успешно учиться!
( Слайд 1, анимация 1).
— Зачем мы отправляемся в страну Знаний? (Чтобы научиться успешно учиться.)
— Кто помнит, что значит «Уметь учиться»? (Это значит УМЕТЬ понимать, что ты не знаешь, и самому находить способ.)
Слайд 2.
— Вы уже умеете учиться? (Не совсем, мы только этому учимся.)
— Расскажите, какие качества помогают вам в учёбе? (Активность, терпение, доброжелательность и т.д.)
— Молодцы. Сегодня вы узнаете новое личностное качество, которое необходимо для успешной учёбы.
— Для этого надо пройти шаги первого и второго этапов урока открытия нового знания
(Слайд 3).
— Тогда вы разгадаете напутствие Смайлика.
 (Слайд 4).
— Пожелайте друг другу удачи.
— А сопровождать вас на уроке будут герои мультфильма «38 попугаев» — Мартышка, Удав и Попугай.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Актуализация знаний о ценностях жизни и личностных качествах.
— С чего начнём? (Сначала будем повторять то, что мы уже знаем и что нам пригодится на сегодняшнем уроке для открытия нового знания.)
— Откройте учебное пособие задание № 1 и прочитайте слова.
Учащиеся читают слова: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, знание, семья, терпение, здоровье, честность, активность.
— Знакомы вам эти понятия? (Да)47
— Как эти слова помогают вам в учёбе?
— Как можно сгруппировать эти слова? (Личностные качества и ценности нашей жизни.)
— Рядом с личностными качествами напишите букву Л, а рядом с ценностями нашей жизни — букву Ц. (Слайд 5)
/Учащиеся работают в учебном пособии, задание № 1/.
— Какие из этих понятий (эталонов) относятся к личностным качествам?
Учащиеся называют слова. (Слайд 5, анимация 1)
— К какой группе эталонов относятся оставшиеся слова? (Ценности нашей жизни.) (Слайд 5,анимация 2)
— Какая самая главная ценность в жизни для человека? (Здоровье.)
— Чтобы быть здоровым, какие правила здоровья надо соблюдать? (Дети называют правила здоровья.)
Учитель открывает Слайд 6 с эталоном 1 класса  «Правила здоровья», в котором слова «Верь в себя» закрыты.
2) Введение понятия «вера в себя».
— Прочтите первое слово каждого правила. Что вы заметили? (Каждое правило начинается с глагола: будь, береги, поднимай, держи, соблюдай, делай.)
/Под руководством учителя учащиеся делают вывод: «Правило состоит из двух частей: глагола и пояснения к нему»./
— Какого правила не хватает? 
/Учитель прикрепляет правило «Верь в себя» /
— Это важное правило? Оно необходимо в учебной деятельности? 
— Как вы понимаете, что значит «верить в себя»? (Слайд 7)
Учащиеся объясняют, что значит верить в себя, и под руководством учителя делают вывод:
«Вера в себя — это уверенность человека в том, что у него всё получится». 
— Уточните, какому личностному качеству посвящён наш урок? (Вере в себя.)
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 
— Обобщите, что вы повторили? (Личностные качества, ценности нашей жизни, правила здоровья.)
— Какие шаги первого этапа учебной деятельности вы прошли? (Повторили и обобщили необходимые знания, которые пригодятся нам на уроке.)
3) Задание на пробное действие.
— Какой следующий шаг? (Пробное действие). (Слайд 7, анимация 3)
— Чтобы человек был здоровым, ему необходимо соблюдать правила здоровья. А если ученику надо поверить в себя, что ему необходимо соблюдать? (Правила, которые помогут ученику поверить в себя.)
— Смайлик приготовил для вас карточки с правилами, которые помогут ученику поверить в себя.
Он так спешил к вам, что все карточки с правилами перепутал. Как вы думаете, какое задание будет для пробного действия? (Составить правила, которые помогут ученику поверить в себя.)
— В учебном пособии в задании № 2 изображены эти карточки. Они перепутаны! Прочтите слова, написанные на карточках, и соедините карточки попарно так, чтобы получились правила, которые помогут ученику поверить в себя. 
/Учащиеся самостоятельно пробуют выполнить задание/.
— Поднимите руку, кто не смог составить правила. В чём ваше затруднение? (Я пока не могу составить правила.)
— Кто составил правила? Вы уверены, что составили верно, можете обосновать? (Нет.)
— В чём ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, верно ли я составил(а) правила.)
— У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать.)
— Над чем будете думать? (Над причиной затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
— Какое задание вы выполняли? (Составляли правила, которые помогут ученику поверить в себя.)
— Почему вы не смогли выполнить это задание? (Мы ещё не знаем правил, которые помогут ученику поверить в себя, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Что же вы должны сегодня сами узнать? Поставьте перед собой цель. (Узнать правила, которые помогут ученику поверить в себя.).
— Назовите следующий шаг нашего урока. (Составление плана.)
Слайд 8
— Посмотрите на карточки. Что вы заметили? (Глаголы «Говори», «ставь цель», «действуй», «отмечай» — написаны на красных карточках. Слова: «Я научусь! Я смогу!», «От малой к большой!», «Свои успехи!», «Спокойно и уверенно!» написаны на синих карточках).
— Что вы будете делать с карточками? (Составлять правило из двух карточек.)
— Какая карточка будет первой частью правила? (На красной карточке написаны глаголы, поэтому это будет первая часть правила. К красной карточке подберём по смыслу синюю карточку так, чтобы получилось правило.)
— Значит, какой будет первый шаг плана? (Составить правило.)
( Слайд 8, анимация 1).
— Какой шаг будете делать потом: объяснять правило или придумывать знак к правилу? (Сначала надо понять правило и объяснить, а потом, чтобы лучше запомнить, придумать знак.)
( Слайд 8,анимация 2–3)
495. Реализация построенного проекта.
— Вы будете работать в группах, значит, что необходимо вспомнить? (Правила работы в группе.)
Слайд 9.
/Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает одну красную карточку и 4 синие карточки и работает над одним правилом. После выполнения задания представители каждой группы выходят к доске и прикрепляют на неё карточки с правилами и предложенный символ, обозначающий составленное правило/.
— Какая группа составляла правило со словом «говори»?
Слайд 10
— А можно записать это правило так: «Не говори: „Я не научусь! Я не смогу!"»? 
/Учитель напоминает о Школе позитивного мышления. Надо ставить цель, стремясь к
чему-то хорошему, а не убегать от чего-то неприятного. (Слайд 10, анимация 2)
— Как будет звучать первое правило? Давайте скажем его вместе.
/Учащиеся проговаривают правило хором, учащиеся фиксируют его с помощью наклейки в учебном пособии/.
— Если человек только говорит «Я научусь! Я смогу!», а сам ничего не делает, можно ли сказать, что у него есть вера в себя? 
— Это будет пустая вера. Пустая вера как дом без фундамента. Недаром народная мудрость
гласит: «Вера без дела — пустой звук». ( Слайд 10, анимация 3)
— Какая карточка будет следующей? («Ставь цель».) (Слайд 11)
— Почему? (Прежде чем действовать, надо поставить цель.)
/Учащиеся группы представляют правило «Ставь цель: от малой — к большой!»
— А когда мы ставим цель? (Когда сложно, когда есть затруднение, когда хотим чего-нибудь добиться.)
— Достигать цели — это как шагать по ступенькам. Разбивать большую и непонятную цель на более мелкие и доступные цели. Например, какая у вас главная цель в школе? (Научиться учиться.)
— А сразу можно достичь этой цели: научиться учиться? (Нет.)50
/Учащиеся делают вывод, что из малых целей складывается большая, главная цель/.
/Учащиеся проговаривают правило хором и фиксируют его с помощью наклейки в учебном пособии/.
— Какая карточка будет следующая?
Учащиеся группы представляют правило «Действуй спокойно, уверенно!». (Слайд 12)
— Где мы уже встречались с похожим правилом? (Правило здоровья: «Будь спокоен»; правило преодоления затруднения: «Отнесись к затруднению спокойно».)
— Расскажите, как вы это правило выполняете. (Ответы детей.) Приведите примеры, когда вам это правило помогло в учёбе. Прочтите высказывание: «Всё идёт хорошо, пока мы спокойны, — это закон природы». (Слайд 12, анимация 2)
— Получилось третье правило. Прочтите его все вместе.
/Учащиеся проговаривают правило хором и фиксируют его с помощью наклейки в учебном пособии/.
— Какое правило осталось? («Отмечай свои успехи!»)
 Слайд 13.
— Как можно отмечать свои успехи? (Версии учеников.)
Учитель обращает внимание на такой приём укрепления веры в себя, как дневник достижений. Под руководством учителя учащиеся делают вывод: для формирования веры в себя можно вести дневник достижений или дневник успехов, в котором отмечать свои достоинства, свои ежедневные успехи. (Слайд 13, анимация 1–2).
— Вы слышали слово «портфолио»? Как вы его понимаете? 
Слайд 14
— Портфолио — это индивидуальный портфель учебных достижений ученика, в котором собраны результаты олимпиад, конкурсов, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. (Слайд 14, анимация 1)
— Есть ли у вас портфолио? Что находится в вашем портфолио? Почему важно отмечать свои успехи?
— Прочтите четвёртое правило вместе.
/Учащиеся проговаривают правило хором и фиксируют его с помощью наклейки в учебном пособии/.
— Мы все правила открыли? (Да.) (Слайд 15)51
— Почему в эталоне ещё один прямоугольник пустой? (У каждого человека могут быть свои правила, которые ему помогают поверить в себя.)
— Дома вы можете записать своё правило, которое помогает вам укрепить веру в себя.
— Какое затруднение вы преодолели? (Составили правила, которые помогут ученику поверить в себя, составили эталон.)
/Динамическая пауза: движения под песню «Не бойся быть отважным» из мультфильма «38 попугаев»/.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Какую цель мы ставили? Достигли цели урока?
— Какой следующий шаг урока? (Закрепить новое знание.)
— Посмотрите мультфильм «38 попугаев: А вдруг получится!» и назовите правила, которые помогли Попугаю поверить в себя.
/Учитель организует просмотр мультфильма/.
— Что не умел делать Попугай? (Не умел летать.)
— Почему? (Он не верил, что умеет летать. Он ни разу не пробовал, он боялся.)
— Кто помог Попугаю поверить в себя? (Его друзья.)
— Как друзья помогали ему? (Ответы учеников.)
— А что посоветовали бы вы Попугаю, какие правила ему бы помогли? (Учащиеся называют правила, опираясь на эталон «Вера в себя».)
— Предлагаю вам поработать в парах. У вас на парте лежит карточка с рассказом Мартышки о том, какие правила помогают ей поверить в себя. Прочтите рассказ и подчеркните эти правила.
/Учащиеся работают в парах с материалом. (Р–1.1, Слайд 17.) После выполнения задания ситуации разбираются фронтально с опорой на эталон и используется Слайд 17, анимация 1–4/.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Какой следующий шаг урока? (Самостоятельная работа.)
— С какой целью будем выполнять самостоятельную работу? (Чтобы проверить себя.)
— В задании № 3 самостоятельно прочтите рассказ Попугая и подчеркните правила, которые помогают ему поверить в себя.
/Учащиеся работают в учебном пособии, затем проверяют свою работу по образцу/  Слайд 18, анимация 1.
— У кого есть ошибки?
— Почему они появились? Исправьте их.
— Кто всё выполнил верно? Молодцы!52
8. Включение в систему знаний.
— Скажите, а где вам пригодится качество вера в себя? Приведите примеры.
— Как вы думаете, а это качество нужно только ученику? Приведите примеры.
— Назовите литературных героев или героев мультфильмов, которые хотели стать увереннее, поверить в свои силы. (Ученики могут назвать героев книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.)
— В учебном пособии в задании № 4 зашифрована пословица. Прочтите задание и расскажите, что надо сделать, чтобы расшифровать пословицу. (Расставить шаги первого этапа урока открытия нового знания по порядку, а потом расшифровать пословицу.)
/Учащиеся расшифровывают пословицу и объясняют её смысл/.
— Посмотрите на солнышко (Слайд 19), на нём засветился ещё один лучик, ещё одно качество ученика «Вера в себя».
— Можете ли вы развивать это качество в себе? (Да, можем, мы знаем правила, которые помогут нам укрепить веру в себя, у нас есть эталон.)
— Что вы будете делать, чтобы развить в себе это качество? (Ответы учеников.)
-   Вставьте эталон урока «Вера в себя» в папку.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
— Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
— О каком личностном качестве мы говорили?
— Какие правила вы узнали, помогающие ученику поверить в себя?
— Кто должен соблюдать эти правила и помнить о вере в себя? (Каждый ученик, я сам.)
— Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Ответы детей.)
— А теперь посмотрите в учебном пособии на «Лесенку успеха». (Слайд 20)
— Те, кто ещё не разобрался, зачем ученику нужны наши новые правила и не может о них рассказать, приклейте наклейку на нижней ступеньке «Лесенки успеха» на половинке «Знаю». А если эти правила пока вам понятны, но вам ещё понадобится время, чтобы их осмыслить, приклейте смайлика на ступеньке выше. А насколько выше, решите сами
— Вы молодцы! Прошли все этапы урока. Поэтому сможете прочитать напутствие Смайлика, которое будет вам помогать и в учёбе, и в жизни.
Учитель открывает слова «Верь в себя, и у тебя всё получится!». (Слайд 20, анимация 1.)
— Спасибо за хорошую работу.

Послесловие.
В течение следующей недели важно системно включать новое знание 
в предметные уроки. Можно использовать символы, которые учащиеся придумали на уроке к каждому правилу.
Важно создавать ситуации успеха, акцентировать внимание на правила эталона и предлагать учащимся зафиксировать свой успех. 
Во внеурочной деятельности учитель может организовать выставку портфолио учащихся.



Категория: Начальная школа | Добавил: КостинаАА (12.09.2013)
Просмотров: 4192 | Рейтинг: 5.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2020
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru