6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
Всего ответов: 282
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

Урок литературного чтения. 2класс

Урок литературного чтения.

Тип урока: Обобщение по теме «Я и мои друзья».
Автор урока: Зайцева Т.В. (МОУ гимназия №9, г. Королёв Московской области)
Учебник: « Родная речь» 2 класс, часть 2
Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Издательство «Просвещение»

Тема урока: «Я и мои друзья»

Цели урока:

1. Повторить и обобщить прочитанные произведения, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению, развивать навыки чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение, развитие понимания прочитанного текста, работать над пересказом.
2. Воспитывать правильное понимание дружбы, товарищества, взаимовыручки, желание придти в трудную минуту на помощь, умение жить в коллективе, преодолевать обиду, учиться сопереживать.

Оборудование: портреты В.Осеевой, В.Берестова. Пословицы:
  1. «Дружбу помни, а зло забывай»
  2. «За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»
  3. «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен»
  4. «Дружба заботой да подмогой крепка»
  5. «Добрый человек добру и учит»
  6. «Вежливости все двери открыты»
  7. «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»
  8. «Нет друга - ищи, а нашёл – береги».
  9. Рисунки учащихся к прочитанным произведениям.
10.Учебник «Родная речь» 2класс Л.Ф.Климанова и др.

На доске запись: «Обобщение по теме « Я и мои друзья».
На доске в беспорядке развешаны пословицы, одна пословица перевернута.
Рисунки учеников развешаны на задней доске.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.
Мы изучили раздел «Я и мои друзья». Читали стихи, рассказы, обсуждали разные ситуации. Из этих обсуждений делали выводы:
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Что настоящий друг никогда не должен делать?
- Всегда ли вы поступаете по-дружески?
На уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми.

Сегодня ещё раз вспомним эти произведения. А помогут нам пословицы, это народная мудрость. Некоторые из них я взяла из вашего домашнего задания, когда вы находили и записывали пословицы о дружбе.
2. Актуализация знаний. Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте название и автора первого стихотворения. В.Берестов «За игрой».
Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите. («Дружбу помни, а зло забывай»)
Прочитайте:
- Как вели себя ребята?
- Как им удалось подружиться?
- Значит, с чего может начаться дружба?
- А почему дружба не кончается?
- Что помогло быть вместе?
- Что сделала игра? (подружила ребят)
А какие чувства испытывают ребята? (радости, восторга). Докажите.
Обратимся к выводам – какими качествами должен обладать друг?
Найдите ответ в первых двух строчках (ссорились, мирились).

- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя в стихотворении Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».
Найдите пословицу к этому стихотворению. («За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»).
Кто хочет прочитать наизусть, вдвоём, втроём.
- Как можно уйти в обиду?
- А жить в обиде?
- Чего же лишил себя герой? Что плохого совершил?
- Получил ли удовольствие от съеденного пирога?
- Что же помогло исправить ситуацию?
- Почему не захотелось искать обиду? (трудно жить в обиде)

Какой ещё есть способ избавления от обиды?
Прочитаем стихи В. Берестова:
« Гляжу с высоты на обиду,
Теряю обиду из виду»
Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.
Герой какого произведения старался не помнить обиды?
(В.Лунин «Я и Вовка»).
Стр. 74, прочитаем стихотворение. Какая пословица выражает главную мысль?
(«Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен»).
- А почему? Докажите.
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
- А как можно было поступить Вовке?
- Вернемся к табличкам с высказываниями (какими качествами… чего никогда…) Что ищет Вовка? (выгоду)
- А вы бы хотели иметь такого друга?

3. Постановка учебной задачи. Героиня какого произведения поступает иначе? (Н.Булгаков «Анна, не грусти!»).
-Подберите пословицу. («Дружба заботой да подмогой крепка»)
-Попробуем пересказать начало истории.
- Прочитайте строчки, из которых понятно, что тоскливо было Кате.
(стр., 80 «и час, и два играла»).
-«Аня увидела Катю и заплакала». Почему Аня заплакала?
-Прочитаем, о чём она думала, стоя у окна? (стр.80-81)
-Какой себя почувствовала Катя, когда поняла, что пришла Аня? (встрепенулась, улыбнулась, стала счастливая) (стр. 82)
- Как придумала Катя разговаривать? Что она кричала, какое слово? («спасибо»)
- Чем была опечалена Анна? (стр.83)
- как её поддержала Катя?
- Прочитайте про душевное состояние Кати? (важно, что пришла, вспомнила).
- Какая главная мысль? («она у неё есть всегда»).
Главное – человеческое тепло, внимание.
-Каким даром обладала Аня? (сочувствовать, сопереживать, ощущать чужое страдание острее, чем своё)

4. Повторение с проговариванием во внешней речи.
«Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?
(Ю.Ермолаев «Два пирожных», стр.85
Чтение по ролям.
- Правильно ли поступила мама?
- А как она поступила? (справедливо)
- Определите главную мысль («Сначала дело, потом развлечения, игра»)
5. Первичное закрепление. Посмотрите на ваши рисунки (рисунки к рассказу Осеевой «Волшебное слово»). Назовите автора и произведение. Подберите пословицы.
« Добрый человек добру и учит», «Вежливости открыты все двери».
- Прочитайте отрывки к рисункам
- Как вёл себя Павлик до встречи со стариком?
- А потом?
- Существуют ли волшебные слова?
- Как надо говорить?
- А какие ещё знаете волшебные слова?
- А когда, с какой целью и как их надо употреблять?
Какой план учились составлять, когда работали над рассказом? (цитатный)
Чем он отличается от других видов плана?
Какова главная мысль этого рассказа? (Если ты будешь вежливым, добрым с людьми, они тоже с тобой будут вежливы).

6. Включение в систему знаний.
Сейчас послушайте стихотворение А. Барто «О человечестве»
(читает подготовленный ученик)
«Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!)-
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестрёнку младшую
На скверике пасти?!

Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!»


Почему прочитали это стихотворение? (перекликается с рассказом В.Осеевой «Хорошее»)
Подберите пословицу. («Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»)

Пересказ по ролям.
Почему Юра не осуществил свои мечты? (мечтал о чём-то не земном)
Жить нужно земными заботами, заботиться о других.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Осталась одна пословица. К какому она рассказу? ( « В.Осеева «Почему?»)
- Перескажите кратко содержание рассказа.
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ? (Надо голову прикладывать и думать о последствиях своих поступков.)
Жить надо честно, жалеть родителей, радовать их не только хорошими отметками, но и поступками.
Итак, мы вспомнили последний рассказ.
- Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
- На кого из героев прочитанных произведений хотели бы быть похожи?
- Какие произведения помогли понять, что такое настоящая дружба?

Открываем последнюю пословицу «Нет друга - ищи, нашёл - береги».
Я надеюсь, вы постараетесь быть настоящими друзьями.
С каким настроением вы заканчиваете урок?

Выставление отметок за работу на уроке с комментированием.
Домашнее задание: на стр. 104-105 научиться проговаривать скороговорки. Урок окончен, спасибо.
Категория: Начальная школа | Добавил: ЗайцеваТВ (29.10.2011)
Просмотров: 19535 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru