Пояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 9
на 2013-2014 учебный год
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности в АОУ гимназии № 9 опирается на следующие нормативные документы:
-Закон Российской Федерации « Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 года, регистрационный №19707);
-Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников.
Содержание внеурочной деятельности обучающихся 1-3 классов:
Учитывает достижения мировой культуры.
Соответствует:
•содержанию начального общего образования;
•современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся);
Направленно:
•на создание условий для развития личности ребенка;
•развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
•обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
•приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
•профилактику асоциального поведения младших школьников;
•создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
•обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
•укрепление психического и физического здоровья детей;
•развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
Для достижений целей специально для обучающихся 1-3 классов АОУ гимназии № 9 реализуется программа специально спроектированных внеурочных мероприятий, объединенных по следующим направлениям деятельности:
-
Духовно-нравственное направление
-
Социальное направление
-
Обще-интеллектуальное направление
-
Спортивно-оздоровительное направление
-
Общекультурное направление
Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся. Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 3 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В АОУ гимназии № 9 внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям:
1.Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Спортивные игры» (1 час в неделю), «Шахматы» (1 час в неделю), «Игровой интерактив» (1 час в неделю), «Школа здоровья» (1 час в неделю). Целью данных курсов является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, развитие мыслительной активности. Занятия данных кружков проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов, познавательных бесед, детских исследовательских проектов, уроков Знаний, конкурсов и т.д.
2. Общекультурное направление представлено занятиями «Театр» (1 час в неделю), «Волшебная кисточка» (1 час в неделю) с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги проводят свою работу в форме групповых, индивидуальных, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, библиотеки, инсценировки, праздники, приглашения артистов театра и т.д.
3. Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях «Мир деятельности», «Школа развития речи», «Умники и умницы», «Веселая математика» (по 1 часу в неделю). Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм деятельности: викторины, познавательные игры и беседы; детские исследовательские проекты; внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны); предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
4. Духовно-нравственное направление представлено курсом «Тропинка к своему Я» (1 час), целью которого является воспитание культуры поведения, культуры общения, уважительного отношения к людям. Деятельность курса направлена на развитие самопознания ребенка, на активизацию его чувств.
5. Социальное направление представлено реализацией курсами «Мир путешествий» (1 час в неделю), «Английский язык – окно в мир» (2 часа в неделю), «Путешествие в мир книг» (1 час в неделю), целью которых является знакомство с культурным наследием России, воспитание чувства гордости и сопричастности к традициям русского народа, знакомство с народами, населяющими Землю. Формами занятий с обучающимися по данному направлению являются: экскурсии, тематические беседы, творческие проекты.
Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ позволяют сегодня реализовать учебный план 1 , 2 и 3 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме по 10 часов в неделю.
Директор гимназии В.В.Хабарова
|