6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Любит ли Ваш ребенок рисовать и раскрашивать рисунки?
Всего ответов: 282
Начало » Статьи » Методическая копилка » Русский язык и литература

Пошаговая инструкция для подготовки учащихся к сочинению ОГЭ С1 на лингвистическую тему (из опыта работы)
Пошаговая инструкция
по написанию сочинения 15.1 на лингвистическую тему на примере текста №1 ОГЭ 2015
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием «Междометья – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию». ( Высказывание взято из словаря). Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление. Во вступлении необходимо:
  • сформулировать позицию автора, т.е. объяснить своими словами, что конкретно имеет в виду автор, высказываясь на какую-либо лингвистическую тему.
  • выразить своё отношение к авторской позиции ( согласиться – не согласиться).


Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.


Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
Действительно
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
на самом деле и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить прямое цитирование, например:
В высказывании говорится: " Междометья – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию ". Действительно, междометья наиболее точно выражают самые сложные эмоции и чувства людей, их положительные и отрицательные оценки происходящего вокруг.
Косвенное цитирование: В высказывании говорится о междометьях как об эмоциональных сигналах, выражающих реакцию говорящего на ситуацию.
Вводную конструкцию (источник сообщения): Междометья, как говорится (сообщается, определяется) в словаре, - это «эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
Можно обойтись и без цитирования, пересказать своими словами, например:
Междометье– замечательный способ ( средство), с помощью которого люди могут коротко и точно выразить свои эмоции, впечатления от услышанного, увиденного, осознанного. Об этом говорит(ся)… \\или\\ это можно понять из высказывания ( имя автора…) Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. \\или\\
Высказывание …автора (писателя, учёного-лингвиста и т.д.) \\ или \\ приведенное из словаря, я понимаю так: всякое состояние имеет своё эмоциональное выражение через междометье. При помощи междометий даже малыши, не умеющие ещё говорить, объяснить свои чувства. Я разделяю точку зрения автора ( русского писателя).или:
В высказывании ….. моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке есть специальные слова-междометья для выражения всего полноты эмоционального мира человека. На самом деле, мы очень часто в разговорной речи пользуемся такими словами, это очень удобно.
Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами:
  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста... (фамилия автора текста)
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... (фамилия автора текста)


Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов. Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например:
Аргумент 1. Так, в предложении ….. (Ну, читай, Пушкин!) междометье «ну» выражает нетерпение лицеистов, которые соскучились по своему больному другу и его замечательным стихам. Ведь многие любят стихи и сами пишут, поэтому авторитет Пушкина очень велик, велико и желание услышать что-то новенькое.
Аргумент 2. Юный поэт Пушкин в стихотворении обидел друга, посмеявшись над его неумением сочинять. Но тут же понял, как некрасиво поступил. Бедный Виленька не заслужил такой обиды, и Пушкин готов на всё, чтобы загладить свою вину. Междометье «о!» ( предложение 36) отражает глубокую степень его стыда и раскаяния. \\ или \\ Виленька быстро прощает друга, потому что искренне любит Пушкина и его стихи. Междометье «ах» показывает восторг, восхищение Кюхельбекера талантом товарища.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой!!!!!!!
Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ... и т.д.
Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль ( чью…) о том, что, реагируя на различные ситуации, мы часто используем в речи междометья для выражения самых разнообразных эмоций и оттенков чувств. \\или\\:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что междометья играют важную роль в художественном тексте: они помогают автору показать эмоциональное состояние героя, дать собственную оценку ситуации.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 4 абзаца.

За отсутствие абзацев снимают баллы!!!


 
Категория: Русский язык и литература | Добавил: МиненкоОА (17.09.2015)
Просмотров: 2507 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru