Русский язык
3 класс
Тема: Обучение написанию объявления.
Тип урока: урок развития речи
Цель: познакомить с признаками структуры текста объявления как делового текста.
Задачи:
· Научить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи.
· Формировать умение определять последовательность между частями текста.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска
Ход урока
1. Организация на урок.
2. Беседа по содержанию текста.
А) Учитель:(слайд 1)
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать необычный текст. Это будет объявление. Кто знает, что такое объявление?
Учитель:
-В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано: (слайд 2)
Объявление - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по радио.
Учитель:
- В современном мире человеку очень легко найти нужную информацию или передать её другим: это через радио, телевидение, газеты, интернет, телефон, рекламу, информационные стенды и доску с объявлениями (слайд 3).
Учитель:
- Где можно увидеть информационные стенды и доску объявлений?
- Какую информацию можно узнать или передать с их помощью?
Б) Учитель:
- Объявления развешиваются в определённых местах, специально отведённых для этого. Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.
- Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшихся человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других: возле зданий почты, сбербанка, магазина, больницы и на остановках общественного транспорта.
В)Учитель:
- Если человеку необходимо что-то срочно продать или приобрести: дом, квартиру, собаку, мебель и т.д., а может быть найти своего щенка, котёнка, то для этого необходимо дать объявление.
- Чтобы вашим объявлением заинтересовалось как можно больше людей, необходимо указать точные приметы кого-либо или чего-либо.
- Как вы понимаете слово «примета»?
Учитель:
- В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано:
Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь (слайд 4).
- Приведите свои примеры, назовите предмет и его признаки.
Учитель:
- Прослушайте детскую песню «Пропала собака» (слайд 5).
(прослушивается 1 куплет и припев, отключается звук по щелчку)
3. Подготовка к сочинению объявления.
А) Языковые особенности текста.
Учитель:
- Что висит на заборе? (Листок)
- Что написано на листке? (Пропала собака)
- Как по-другому можно назвать этот листок? (Объявление)
- Какие приметы щенка указал мальчик? (слайд 6)
«Щенок белоснежный,
лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
Он очень занятный,
совсем ещё глупый,
доверчивый пёс»
- Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему?
Учитель:
Объявление – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы: (слайд 7)
Где? Когда? Что случилось?
Кто? или Что? Какой?
Куда сообщить? Или К кому обратиться?
Б) Примерные тексты объявлений для анализа (Слайд 8)
Учитель:
- Прочитайте объявление, которое написала Света.
Помогите найти!
30 сентября около станции метро «Сокол»
потерялась собака.
Небольшая, беленькая, стриженая,
шерсть как у барашка, уши висят.
Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку,
позвонить по телефону: 182-30-90.
Учитель:
-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?
-В нём указано: Кто потерялся? Когда?
- Имеются приметы собаки?
- Куда необходимо обратиться, если собака найдена?
Учитель:
- Прочитайте следующее объявление, которое написал Толик (слайд 9)
Найдена собака
Породы французский бульдог, чёрной масти,
короткошёрстный.
Очень тоскует по хозяину.
Обращаться по адресу:
ул. Берёзовая, дом 27, кв. 19.
Учитель:
- Можно это объявление назвать полным? А что необходимо добавить ещё?
- Правильно. Где и когда была найдена собака?
В) Составление объявления по плану (слайд 10)
(Заслушиваются 2-3 ученика)
Учитель:
Как можно озаглавить текст?
(«Объявление», «Помогите найти!», «Найдена…», «Куплю», «Продам» и т.д.)
Объявление
Где? Когда? Что случилось?
Кто? или Что? Какой?
Куда сообщить? К кому обратиться?
Г) Орфографическая подготовка
Вставь пропущённые в словах буквы: (слайд 11)
Наш…л, с…бака, пот…рял, об…явление, адр…с, ул..ца, обращ…ться, зв..нить, т..л..фон.
4. Физкультминутка для кистей рук.
Дети выполняют 5 видов упражнений, каждое упражнение по 8-10 раз (слайд 12 -18).
5. Написание объявления и его проверка.
(план - слайд 19, проверка – слайд 20)
Учитель:
- Прочитайте ещё раз план и приготовьтесь к написанию своего объявления.
Учащиеся пишут объявление по плану и проверяют написанное.
6. Итог урока.
- Что было интересным на уроке?
- Что оказалось сложным?
- Что запомнилось на уроке?
Презентация к уроку
|