6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Может ли ребенок собрать пазлы?
Всего ответов: 300
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

Путь в науку Интегрированный урок (час общения и литературное чтение)

Тема. Путь в науку.


Материал для чтения О.Тихомиров. В Москву.


Цели: Через чтение художественного текста способствовать развитию познавательных способностей, желания учиться.

Задачи:

1. Формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

2. Расширять знания детей о великом русском учёном М.В. Ломоносове.

3. Воспитывать чувство гордости и восхищения, желание брать пример, быть

похожим на великого учёного М.В. Ломоносова.

Оборудование: презентация, викторина «Гений земли русской», карточки со словами: сноровка, грамоту постиг, голова есть, руки к работе привычные, хочу учиться, к науке даже очень способен, скромен, умён, настойчив, всё сам одолел.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. (2 мин)

Урок начну со слов северного писателя Б.Шергина: «Ум веселится, вспоминая

Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове...».

Вы уже догадались, что речь пойдёт о великом русском учёном М.В. Ломоносове.

В нашей школе идёт декада, посвященная этому человеку, его делам и научным открытиям.

Что вы знаете о нём? ( Дети говорят факты из детства М. В. Ломоносова) (3 мин)

Слайд 1, слайд 2, слайд 3, слайд 4.

  • Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близь г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым.Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

  • В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Учитель: (3 мин)

Трудовая жизнь, полная опасностей, странствование по бурным волнам северных морей, близость к северной природе, суровой и холодной, но одновременно и величественной, закалили молодого Ломоносова и физически, и нравственно, сделав из него русского богатыря с огромным запасом сил и железной волей.

- О чём мечтал юный Ломоносов? (Ломоносов мечтал учиться).

- Ребята, Олег Тихомиров написал книгу «Михаил Ломоносов». В этой книге рассказы о жизни Ломоносова. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Рассказ называется «В Москву». Слайд 5.

- Сейчас мы будем не просто читать рассказ о М.В. Ломоносове, а попробуем задуматься над тем, какие черты характера помогли ему стать великим учёным?

II. Чтение учителем рассказа О. Тихомирова "В Москву". (5 мин)

- Какие картины представили, слушая этот рассказ?

- Что вас удивило, взволновало?

- Кому захотелось снова перечитать этот рассказ? Слайд 6.

III. Словарная работа. (2 мин)


На доске слова: купцы, чиновники, дьяк, дворяне, ремесленники, чин, обоз.

Обоз – несколько повозок с грузом, идущих друг за другом.

Купцы – богатый торговец.

Дьяк – помощник священника.

Чиновники – государственные служащие.

Дворяне – лицо, принадлежащее к сословию богатых людей.

Ремесленник – человек, который владеет ремеслом.


IV. Чтение вслух. (4 мин)

- Постарайтесь отметить, что нравилось отцу в сыне и что люди говорили о Михайле.

Физминутка.

V. Работа над содержанием текста. (5мин)

- Кому встретились непонятные слова?

- Значение их мы постараемся выяснить, работая над содержанием текста.

- Что нравилось отцу в сыне? Зачитайте.

(Грамоту постиг. Голова есть. Руки к работе привычные. Сноровка добрая)

( Эти выражения выношу на доску).

- Как вы понимаете слово «сноровка»?

Сноровка - ловкость в каком-н. деле, приобретенная привычкой, опытом; уменье быстро и ловко справиться с каким-н. делом. Иметь сноровку. Это дело требует сноровки.

Навык, умение в каком-нибудь деле.

- Как вы понимаете слово «постиг»?

- Что люди говорили о Михайле? Зачитайте.

(Скромен, умён, настойчив, к науке очень даже способен, всё сам одолел)

( Эти выражения выношу на доску).


- Как вы понимаете слово «одолел»?


- О чём сам Михайло мечтал? (Хочу учиться)

- Совпала ли мечта Михайла с желаниями отца? Почему?


- Каким отец видел сына в будущем? Докажите.

- Как вы объясните выражение «бегать парусом»?

- О чём предупреждал его Иван Каргопольский? Зачитайте.

(Но знай наперёд, не для чинов и сладкой жизни в науку идут. Наука – это труд великий, ночи бессонные. Крепко обо всём подумай.)

- Как вы понимаете слово «чин»? ( звание)

- Легко ли было Ломоносову принять решение?

- Какие сомнения мучили Михайло? Зачитайте.

- Как поступил Михайло несмотря на то, что отец не дал позволения уйти из дому, что Каргопольский предупреждал о предстоящих трудностях? Зачитайте.

- Зная наперёд, что не для чинов и сладкой жизни в науку идут, почему Ломоносов отправился в Москву?


Ломоносов понял, что жажду к знаниям побороть не в силах и с немалыми сомнениями и колебаниями решил идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить жажду к знаниям. «Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души», - скажет о нём впоследствии А. С. Пушкин.


- Ребята, посмотрите на выражения на доске и назовите черты характера Ломоносова?


VI. Рассказ учителя. (3мин)

Добравшись до Москвы, Ломоносов поступил в высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Товарищи по школе были значительно моложе его. Они встретили великовозрастного детину насмешками. К тому же он был плохо одет и обут.

Таким, как он, полагалось денежное пособие: 3 копейки в день. Этого едва хватало ему на хлеб и квас. Но он ещё ухитрялся откладывать деньги на покупку бумаги и всего необходимого для письма. «Таким образом, - вспоминает Ломоносов, - жил я 5 лет и наук не оставил». У Михайлы была не только страстная тяга к учению. У него оказались и блестящие способности. За один год он прошёл сразу 3 класса. Конечно, в этом ему помогли упорство и трудолюбие – качества, которые Михайла приобрёл, с детства работая с рыбаками. Рыбацкая закалка помогла юноше уверенно вступить на путь в науку. Не случайно именно его в числе лучших посылают постигать науки сначала в Петербург, а затем – в Германию. Ломоносов увлекался и интересовался многим. Но главным смыслом жизни для него была наука.

Историк, риторик, механик, минералог, художник и стихотворец - он всё испытал и всё проник…» так писал о Ломоносове Пушкин.


VII. Творческое задание. (В парах) (4мин)

Сейчас мне хочется предложить вам интересное задание.

атлас химия

телескоп физика

грамматика астрономия

мозаика география

Венера русский язык

лаборатория математика

электричество риторика

квадрат художественное искусство

- Что общего в словах правого столбика? (науки)

- Что общего в словах левого столбика? (Открытия)

- Соедините слова левого столбика со словами правого столбика.

(Ребята работают в парах).

- С каким именем связаны все эти слова?

Какие науки изучаем мы с вами сейчас? ( Математику, русский язык, риторика)


Говорим об открытиях Ломоносова в областях наук, которые мы изучаем.


- Гениальный учёный занимался многими науками. (2мин)

Сколько книг пришлось прочесть Ломоносову, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим открытиям и изобретениям! Эти открытия были сделаны в различных областях знаний. (химии, физике, астрономии, географии). Ломоносов изучал много наук, и он хотел, чтобы все люди получали образование, и тогда у него возникла идея создать университет.


Университет – это высшее учебное заведение по всем отраслям науки. Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12.


Он мечтал построить университет, в котором учились и богатые, и бедные. И мечта сбылась. В 1755 году университет был открыт.Московский Университет стал центром русской культуры. Со времени его основания и до наших дней из его стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир.)



А.С. ПУШКИН о Ломоносове: «…Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.»

Великий помор — академик, все знания, опыт и энергию отдавал делу подъёма и

процветания Родины. Его любимым девизом служили слова: "Для пользы общества - коль радостно трудиться". Вся жизнь М.В. Ломоносова - пример для каждого русского человека.

Итог урока. (3мин)

-Какие качества помогли Ломоносову стать великим учёным?

- Какая черта характера больше всего привлекает вас в Ломоносове?

- В чем бы вы хотели быть похожими на Ломоносова?

- Ребята, как вы думаете, для чего написал этот рассказ Борис Шергин?


Урок хочется закончить словами М.В. Ломоносова, с которыми он обращается к нам,

будущим потомкам:

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет".


Домашнее задание: Викторина "Гений земли русской" (раздаю каждому). ( 1 мин)

1. Когда и где родился М.В. Ломоносов?

2. Кем был отец М.В. Ломоносова?

3. Как называлось отцовское промысловое судно?

4. В каком возрасте начал Михайло помогать отцу в рыбном промысле?

5. О чём мечтал Михайло в детстве?

6. Какие книги М.В. Ломоносов назвал "вратами своей учёности"?

7. Сколько лет было М.В. Ломоносову, когда он отправился в Москву учиться.

8. Как называется учебное заведение, куда поступил М.В. Ломоносов?

9. «...имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на одну денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, имел я почин пять лет и наук не оставил». О каком периоде жизни пишет М.В. Ломоносов?

10. Какое древнее искусство возродил М.В.Ломоносов?

11. В каких науках сделал открытие М.В.Ломоносов?

- Ребята, попробуйте вместе с родителями поработать с вопросами викторины. Я предлагаю вам составить кроссворд по этим вопросам.













Дополнительный материал для учителя.


  • Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;

  • Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния; Изучал атмосферное электричество;

  • Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;

  • Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;

  • Он первый в мире географ-полярник; руководил созданием атласа России.

  • Занимался историей древних славян;

  • А сколько он сделал для совершенствования русского языка! Он создал российскую грамматику – первый свод правил русского языка,

и хотя сам Ломоносов свободно владел 12 языками, он утверждал, что нет, богаче, великолепнее, нежнее и сильнее языка, чем русский.

  • Сочинял стихи;

  • Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");

Открыл первый российский университет в Москве.

Михаил Васильевич сказал о математике так:

«МАТЕМАТИКУ УЖЕ ЗАТЕМ УЧИТЬ НАДО, ЧТО ОНА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ».

Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую науку, которая называется РИТОРИКА. Это не просто древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Учить говорить (как): отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, умело, искусно.

- Итак, риторика учит искусно говорить. Слово "риторика” происходит от греческого слова "говорю” (лью, теку), а слово "ритор” на греческом языке означает красноречивого человека.

Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов:"Риторика есть наука…красно говорить и писать… Кто сей науке искусен, тот называется ритор”.


МНОГОЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ.

(Немало усилий он приложил к тому, чтобы в России был свой университет.12 января 1755 года Елизаветой был подписан указ об учреждении в Москве Университета, а 24 января он был открыт. Московский Университет стал центром русской культуры. Со времени его основания и до наших дней из его стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир.)

Презентация

Материалы к уроку


Категория: Начальная школа | Добавил: КирееваНМ (24.01.2013)
Просмотров: 2904 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru