6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [56]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [24]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [2]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Может ли решать простые задачи на сложение и вычитание?
Всего ответов: 247
Начало » Статьи » Методическая копилка » Обществознание

Глобальные проблемы современности Урок по обществознанию. 10 класс.

Глобальные проблемы современности

Урок по обществознанию. 10 класс.

(сдвоенный урок)


Цели урока:

  • Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.

  • Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Дискуссия – «обсуждение противоречия, спор». Технология школьной дискуссии заключается в коллективном обсуждении какого- либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений. Цель дискуссии могут разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, стимулирование творчества и т.п.В данном уроке дискуссия преследует несколько целей: активизация творческих возможностей учащихся, поиск альтернатив, а также коммуникативная цель. В плане урока дискуссия не главная цель, а прикладной метод, поэтому дискуссия заканчивается не интерпретацией данных, а принятием единого решения

В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:

  • Дискуссия- диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим, ход определяется ведущим. Но в основном непредсказуем и носит эмоциональный характер.

  • Конференция

  • Прогрессивная дискуссия (используется на уроке). Ее цель- групповое решение проблемы с одновременной тренировкой учащихся в соответствующих навыков. Этот вид дискуссий состоит из 5 этапов: зарождение идеи, все предложения записываются на доске, обсуждается каждый вариант, рассматриваются наиболее подходящие предложения, остается верный вариант

  • Дискуссия – соревнование

В проведение дискуссии используются следующие методики: «вопрос – ответ», «обсуждение вполголоса» (в микрогруппах), метод эстафеты (каждый передает слово другому) и т.п.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Изучение новой темы

Этапы

Приемы и средства обучения

Вводно-мотивационный этап. 5 мин.

Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы.

I этап. Что такое глобальные проблемы?
10 мин.

Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы "Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы.

II этап. Классификация глобальных проблем.
15 мин.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы "Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Вывод.

III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире.
15 мин.

Сообщение группы учащихся-аналитиков, заполнение таблицы "Международных организации и движения”, беседа, дискуссия. Вывод.

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!
15 мин.

Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод.

V этап. Альтернативные сценарии будущего.
20 мин.

Лекция с элементами аналитической беседы, дискуссия. Вывод.

Заключительный этап.
10 мин.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание.



Вводно-мотивационный этап

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян

Учитель. В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия "Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

  • глобализация мира;

  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем? Ведется обсуждение, одновременно с этим учителем на доске рисуется цветными мелками схема, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях.

Особенности глобальных проблем.



Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

"Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

"Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: "С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

 

 

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

 

 

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация "массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

  • Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут) или послушать подготовленное домашнее задание

  • Группа А - определить взаимосвязи демографической проблемы и проблемы отсталости с другими проблемами.

  • Группа Б - определить взаимосвязи экологической проблемы и проблемы межнациональных отношений с другими проблемами.

Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из практики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Понятие "терроризм”

"Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения "а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить "кластер” со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием "терроризм”. (На доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма. (На столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой. Учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод).

Вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.

  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.

  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.

  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

  • П – позиция

  • О – обоснование

  • П – пример

  • С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком "благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к "адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.



Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Работа с учебником

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).

III этап. Роль международных организаций

и движений в современном мире.

Учащиеся-аналитики выступают с сообщениями о наиболее представительных и авторитетных международных организациях и движениях, пытающихся решить глобальные проблемы. Используются информационные ресурсы Интернета. Учащимся раздаются листы с частично заполненной таблицей "Международные организации и движения” (см. Приложение). Их задача: слушая выступление аналитиков, заполнить последнюю графу (статус и роль).

Вопросы учащимся: Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – "мировой полицейский”)? Возникновение дискуссии (культура ее ведения: "Позвольте мне с Вами не согласиться ...”, "Я считаю ...”, "Мое мнение отлично от Вашего, т. к. ...”, "Вы не правы, т. к. .. .” и т. п.). Учитель обращает внимание учащихся на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития. Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ. Возможно возникновение дискуссии. Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения (вывод фиксируется в тетрадях).

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Используется техника аквариума. Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).

Задание для рабочих групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение "проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Учитель, обобщая вопрос: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку "щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возникновение дискуссии.

Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

V этап. Альтернативные сценарии будущего.

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.

Учитель. Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

  • оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Вопрос учащимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества .Возникновение дискуссии.

1 этап. Дается время на выдвижение идеи

2 этап. Все предложения выписываются на доске

3 этап. Осуждаем каждый предложенный вариант

4 этап. Рассматривается наиболее актуальный вариант

5 этап. Приходим к окончательному решению

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях).

Заключительный этап.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Учитель объясняет домашнее задание:

  • параграф соответствующего учебника;

  • знать конспект;

  • творческая работа по одной из глобальных проблем (эссе, презентация в формате Power Point, реферат – на долгосрочную перспективу с последующей защитой).

Литература для учителя:

  1. Кишенкова О.В. Новейшая история. 9, 11 классы.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001, с. 150–163;

  2. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество”. Ч. 2. 11 кл. /Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000, с.76–80;

  3. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.;

  4. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: Рольф, 2002, 592 с.;

  5. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, с. 262




Категория: Обществознание | Добавил: ДаньшинаИС (13.12.2011)
Просмотров: 28726 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
«ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА

Единая информационная система мониторинга и оценки качества образования
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)
Олимпиадный центр
Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2020
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru