6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Умеет ли посчитать до 10 и обратно?
Всего ответов: 348
Начало » Статьи » Методическая копилка » Начальная школа

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN»

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN»

Тип урока: изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку.

Оборудование:

  1. для учителя – презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.
  2. для учащихся – учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.

 

Ход урока:

 

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

2. Речевая разминка.

Слайд 1.

Хлынул дождь – и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
– Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, – это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать – весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома – голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»

- Прочитайте медленно. Быстро. С интонацией удивления. Прочитаем выразительно.

- Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»? (сплошной мрак)

- Что хотел донести до нас автор? ( маму надо любить и беречь)

3.Самоопределение к деятельности

Слайд 2.

- Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)

- Это Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей мира.

- Какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка», «Азбука» и др.)

- Что вы знаете об этом авторе?

Слайд 3 (видео)

  1. Постановка темы и целей урока.

- А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).

Слайд 4(кроссворд)

  1. Мы в беде друг другу помогаем,
    Вместе делаем уроки и играем,
    Вместе ходим на прогулку, в магазин.
    Когда нет тебя, то я один.
    Приходи скорее, я скучаю,
    В игры без тебя я не играю.
    Мне общение с тобою очень нужно,
    Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)

 

  1. Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)

 

  1. Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

  1. Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)
  2. Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)
  3. В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)
  4. Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

- Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)

- Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)

Слайд 4.

- Прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)

- Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?

- Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

- Ребята, а что такое автобиографическая трилогия? (ответы детей)

- Автобиографическая, события происходившие с автором на самом деле.

- Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

5. Первичный синтез.

- Послушаем аудиозапись (отрывок)

Слайд 5 (Аудиозапись)

- Назовите главного героя в произведении? (Николенька)

- А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)

- Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.

- Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?

Слайд 6

1) холстинковое платьице

2) панталончики

3) кацавейка

4) Maman

6. Чтение и анализ.

- Сейчас прочитаем отрывок из повести.

( читают дети по цепочке)

- Какое событие описывает автор? (Лев Толстой описывает своё детство)

- Когда происходят события в произведении, в каком веке?

- Поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.

- Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? ((многие разговаривали на французском языке)

- Какой представляется мама в воображении сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте. (с.113 Когда я стараюсь вспомнить матушку …)

- Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)

- Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста) (с.113 Ей было 11лет …)

- Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)

- Кем она является? (учитель музыка)

- Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер? (с. 113 Подле неё, вполуоборота …)

- Кто такой Карл Иваныч?

- Он гувернер ребята. Кто такой гувернер? (ответы)

(Воспитатель детей в состоятельных семьях в дореволюционное время, обычно иностранец.)

- Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке? (ответы)

- Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.

- Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». (Легче на душе)

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»

- Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте. (с. 114 Когда матушка улыбалась…)

7. Вторичный синтез.

- Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама? ( Глаза, выражающие доброту и любовь; нежная рука, которая часто ласкала его)

- Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы, ребята, делитесь своими радостями и печалями?

Слайд7 (план)

- По плану составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:

1. Черты внешности

2. Выражение лица

3. Отношение ко мне

Вам дается немного времени.

Слайд 8 (Чайковский «Времена года»)

- Кто хочет рассказать?

- Мама в жизни каждого человека – это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

8. Подведение итогов урока.

- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какое произведение Л. Н. Толстого мы изучили?

- Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)

- Что такое трилогия? (Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.)

Слайд 8

Все материалы

 

Категория: Начальная школа | Добавил: ЩегольковаОА (12.12.2017)
Просмотров: 6231 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru