Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN»
Тип урока: изучение нового
Цели:
- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль;
- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление;
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку.
Оборудование:
- для учителя – презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.
- для учащихся – учебник, раздаточный материал.
Литература:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
2. Речевая разминка.
Слайд 1.
Хлынул дождь – и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
– Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, – это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать – весь мир, и рощи, и поля».
Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома – голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»
- Прочитайте медленно. Быстро. С интонацией удивления. Прочитаем выразительно.
- Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»? (сплошной мрак)
- Что хотел донести до нас автор? ( маму надо любить и беречь)
3.Самоопределение к деятельности
Слайд 2.
- Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)
- Это Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей мира.
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка», «Азбука» и др.)
- Что вы знаете об этом авторе?
Слайд 3 (видео)
- Постановка темы и целей урока.
- А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).
Слайд 4(кроссворд)
- Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
В игры без тебя я не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)
- Из компании один
Очень славно пошутил,
Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)
- Мы когда все вырастаем
Вспоминаем лишь одно
Как нам мама дорогая
Отдавала все…(тепло)
- Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)
- Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)
- В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)
- Мама в детстве заставляла
Весь сначала скушать суп
Ну а их мне не давала
Чтоб не заболел мой зуб (сладости)
- Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)
- Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)
Слайд 4.
- Прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)
- Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?
- Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
- Ребята, а что такое автобиографическая трилогия? (ответы детей)
- Автобиографическая, события происходившие с автором на самом деле.
- Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.
5. Первичный синтез.
- Послушаем аудиозапись (отрывок)
Слайд 5 (Аудиозапись)
- Назовите главного героя в произведении? (Николенька)
- А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)
- Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.
- Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?
Слайд 6
1) холстинковое платьице
2) панталончики
3) кацавейка
4) Maman
6. Чтение и анализ.
- Сейчас прочитаем отрывок из повести.
( читают дети по цепочке)
- Какое событие описывает автор? (Лев Толстой описывает своё детство)
- Когда происходят события в произведении, в каком веке?
- Поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.
- Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? ((многие разговаривали на французском языке)
- Какой представляется мама в воображении сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте. (с.113 Когда я стараюсь вспомнить матушку …)
- Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)
- Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста) (с.113 Ей было 11лет …)
- Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)
- Кем она является? (учитель музыка)
- Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер? (с. 113 Подле неё, вполуоборота …)
- Кто такой Карл Иваныч?
- Он гувернер ребята. Кто такой гувернер? (ответы)
(Воспитатель детей в состоятельных семьях в дореволюционное время, обычно иностранец.)
- Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке? (ответы)
- Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.
- Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». (Легче на душе)
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»
- Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте. (с. 114 Когда матушка улыбалась…)
7. Вторичный синтез.
- Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама? ( Глаза, выражающие доброту и любовь; нежная рука, которая часто ласкала его)
- Автор поделился с нами самыми сокровенными воспоминаниями. А с кем вы, ребята, делитесь своими радостями и печалями?
Слайд7 (план)
- По плану составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:
1. Черты внешности
2. Выражение лица
3. Отношение ко мне
Вам дается немного времени.
Слайд 8 (Чайковский «Времена года»)
- Кто хочет рассказать?
- Мама в жизни каждого человека – это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.
8. Подведение итогов урока.
- О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?
- Какое произведение Л. Н. Толстого мы изучили?
- Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)
- Что такое трилогия? (Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.)
Слайд 8
Все материалы
|