6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
Всего ответов: 282
Начало » Статьи » Методическая копилка » Химия

Проектная деятельность
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Уровень жизни современного человека напрямую связан с качеством его образования. Успешно окончивший школу выпускник должен иметь возможность точно выбрать направление своего дальнейшего образования, успешно продолжить его, достичь предполагаемого социального статуса, приобрести ожидаемое качество жизни.

Многократные международные тестирования, в которых принимали участие российские школьники показывают, что при хороших предметных знаниях у них низкая функциональная грамотность. Это связано с тем, что знания подаются ученикам в готовом виде, они не обсуждаются, а заучиваются. Для преодоления этого необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки. Именно к таким деятельностным методам обучения относится проектный метод.

Если попытаться кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:

  • выявление проблемы (зачем делать этот проект, какую проблему я смогу решить, сделав его)

  • формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта)формулирование темы проекта (как будет называться мой проект)

  • описание ожидаемого результата, воплощенного в проектном продукте (каким должен стать материальный результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена)

  • планирование работы (каковы отдельные шаги, этапы работы; что предстоит делать, какие задачи решать на каждом этапе; каков график всей работы и сроки каждого ее этапа; какие необходимы ресурсы для работы - источники информации, собственные знания и умения, помощь других людей, что из этого уже имеется и что еще понадобится, где это взять)

  • реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта, внесение обоснованных изменений в ход работы в случае необходимости)

  • оформление письменной части (написание отчета о ходе и результате работы на основе анализа, формулирование выводов и описание перспектив работы)

  • презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта)

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт — материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы проекта. Проектный продукт должен представлять интерес не только для его автора, но и для любого другого потребителя, который столкнется с подобной проблемой. Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, дети получат важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

Как деятельностный метод обучения проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.

1. Самостоятельное задание

  1. Выбрать одну из предложенных тем проектов

  2. Сформулировать и обосновать проблему

  3. Определить цель

  4. Описать проектный продукт

  5. Определить тип проекта

  6. Разработать примерный план работы над проектом

  7. Выбрать, в какой роли учитель будет взаимодействовать с учеником

Темы проектов

  • Что потеряла Россия, продав Аляску

  • Все знают, что курить вредно, почему же люди курят

  • Вкусно — не значит полезно

  • Допинг в современном спорте

  • Графити — искусство или вандализм?

  • Городские легенды Санкт-Петербурга

  • Шоколад: вред или польза

  • Мультфильмы: кого они воспитывают

  • Люди, годы, мода ...

  • Гарри Поттер: что хотят читать современные дети

  • Канон и штамп в литературе

  • Юмор и сленг

  • Юмор и стиль

  • Ошибки в средствах массовой информации

  • Современные прозвища

  • Болезни цивилизации

  • Секрет бессмертия античного искусства

  • Человек - заложник технического прогресса?


2. Примерный годовой план работы творческой проектной мастерской


Время проведе­ния

Содержание работы

Задание на ближайший месяц, осуществляемое членами мастерской с помощью ее руководителя




1.

Конец сент. - начало окт.


Тема: «Проблема, цель и тема проекта»

Обсуждение предложенных тем; вы­яснение проблем, которые будут решаться в рамках проектов; определение целей проектов (будет ли достижение "поставленной цели решать проблему проекта), ожидаемых результатов, предполагаемых проектных продуктов; уточнение формулировок тем проектов.

В течение следующего месяца члены мастерской должны:

  • оценить имеющиеся у них ресурсы, которые потребуются для работы (какие есть источники информации, какие имеются знания и умения по проблеме проекта)

  • оценить, каких ресурсов не хватает (какие могут еще потребоваться источники информации, чего предстоит узнать, чему научиться для работы над проектом)

  • обдумать, где и как будут найдены недостающие ресурсы

  • обдумать, какая им может потребоваться помощь от других членов проектной мастерской

  • обдумать, какую помощь они сами смогут оказать другим членам своей мастерской

  • обдумать примерный план работы над проектом

  • начать сбор информации по теме проекта


2

Конец ок­тября


Тема

«Критерии

оценивания

проектов»

Ознакомление с критериями и техно­логией критериального оценивания проектов. Обсуждение формулировок, уточнение значения терминов. Внесение предложений по формулировкам и «стоимости» критериев в технических баллах.

Обсуждение текущей работы, осуще­ствляемой в октябре.

Продолжить начатую работу (см. выше).

Еще раз просмотреть критерии оценивания и в течение недели внести свои предложения (если таковые появятся) своему руководителю мастерской.




3

Ноябрь


Тема «Утверждение тем проектов, тип проекта план работы»

Утверждение окончательных форму­лировок тем проектов; обоснование проблем проектов; уточнение типов проектов.

Ознакомление с окончательным ва­риантом критериев оценивания (раздаются на руки).

Планирование работы:

  1. какие будут решаться задачи на отдельных этапах

  2. какие будут применяться способы работы

  3. каковы сроки выполнения отдельных этапов

  4. как ожидаемые промежуточные ре­зультаты отдельных этапов связаны с общей целью проекта и его конечным результатом

Отчет о начале сбора информации по теме проекта.

Уточнение, какая нужна дополнительная помощь в работе.

Ознакомление с регламентом пред­защиты проектов

Продолжить сбор информации, начать проведение опытов, экспериментов, опросов (если это необходимо), начать работу по созданию проектного продукта.

Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

Подготовка к предзащите проекта. Предзащита проходит по следующей схеме:

  1. обоснование темы проекта

  2. формулирование проблемы проекта

  3. указание цели проекта

  4. описание проектного продукта

  5. представление подробного плана работы

Например.

Тема моего проекта « ». Я выбрал ее, потому что существует такая-то проблема. Цель моей работы..., это будет способствовать решению проблемы проекта, потому что.... Проектным продуктом будет...., т.к. это так-то связано с целью моего проекта.

План моей работы: задачи (что я делаю) способы работы (как я это делаю) сроки (когда я завершаю отдельные этапы работы) как решаемые задачи и выбранные способы работы связаны с целью моего проекта



4

Декабрь


Тема

«Итоги

предзащиты

проектов»

Обсуждение итогов предзащит про­ектов, внесение корректировок в со­ответствии

с рекомендациями, полученными на предзащитах.

Отчет о сборе информации, проведении экспериментальной части (там, где это необходимо), других мероприятий в рамках проектов, о работе над проектными продуктами.

Выяснение возникших трудностей и возможностей их преодоления.

Уточнение, какая нужна дополнительная помощь.

Внести необходимые поправки в работу над проектом, если это было рекомендовано на предзащите.

Следить за сохранением логической связи: проблема и тема проекта - цель и ожидаемый результат проекта (проектный продукт) - задачи проекта способы работы.

Изучение собранной информации, продолжение работы над созданием проектного продукта.

Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

5

Январь

Тема

«Работа над письменной частью проекта (отчетом)»

Отчет о ходе работы. Обсуждение возникших проблем и способов их преодоления. Уточнение соблюдения плана и графика работы над проектом.

Ознакомление с требованиями к письменной части проекта (отчету).

Завершение работы с информацией, завершение экспериментальной части (там, где это необходимо), завершение работы над проектным продуктом, начало работы над письменной частью проекта (отчетом).

Пользоваться критериями оценивания как инструкцией по работе.

6

Февраль

Тема «Письменная часть проекта (отчет)»

Подведение итогов работы над ин­формацией и экспериментальной частью (там, где она осуществлялась), над проектным продуктом.

Обсуждение хода работы над письменной частью проекта (отчетом) с опорой на критерии оценивания.

Ознакомление с рекомендациями по проведению защиты проекта и презентации проектного продукта.

Завершение работы над письменной частью проекта (отчетом). Подготовка к защите проекта. Репетиция защиты (для желающих членов мастерской) и оценивание всей работы (письменной части, продукта и презентации) с помощью критериев.

В роли оценщиков выступают члены мастерской.

7

Март

Тема

«Подведение

итогов

защиты»

Ознакомление участников с индиви­дуальными результатами защиты проектов.

Обсуждение плюсов и минусов работы каждого члена мастерской с опорой на критерии.

Подведение итогов проектного цикла. Выдвижение кандидатов на участие в

Осмысление результатов работы, обдумывание планов на следующий год, внесение предложений.

Подготовка к школьному конкурсу проектов.


3. Работа учителя и учащихся над групповым проектом


Этап

Что делает учитель

Что делают ученики


Предлагает проблему проекта

Присваивают проблему проекта наделяют ее личностным смыслом

Погружение в проект

Описывает сюжетную ситуацию

Вживаются в ситуацию, предложенную учителем


Намечает цели и задачи

Уточняют и конкретизируют цели и задачи


Предлагает создать группы с конкретными задачами

Разбиваются по группам

Организация

Предлагает распределить обязанности членов групп

Распределяют обязанности

деятельности

Предлагает разработать планы работы групп

Планируют работу группы


Предлагает обдумать формы презентации результатов

Выбирают форму презентации результатов работы


Консультирует учащихся по их запросу

Самостоятельно реализуют собственный план работы

Осуществление

деятельности

Корректно контролирует и стимулирует при необходимости

Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим

Предоставляют необходимую информацию по запросу учащихся

Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта


Оказывает помощь (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов

Готовят и репетируют презентацию

Презентация

результатов

работы

Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги

Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения про­блемы проекта

Оценивает приобретенные предметные и иные знания, проектные навыки, умение работать в группе

Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы


4. Шаблон письменной части (отчета о ходе проектной работы)

Введение

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы -

Проектным продуктом будет -

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (перечисли все основные этапы и промежуточные шаги, укажи время выполнения):

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

Основная часть

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Затем я

Я закончил свою работу тем, что

Если не все шло так гладко, то надо описать трудности, с которыми ты столкнулся.

Для этого напиши:

Мне трудно было делать

Не сразу удалась

Я не успел

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано получилось, например,..

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)


5. Работа с родителями

Трудности переходного возраста и задачи обучения подростков

Превращение ребенка и подростка часто застает родителей врасплох несмотря на то, что об этом написано множество книг и статей, да и все мы все когда-то были подростками. Еще вчера спокойный и покладистый сын становится раздражительным и неуживчивым, а послушная и исполнительная дочь капризной и своенравной А уж что касается учебы... Почти все родители отмечают, что примерно с 5 класса, дети начинают хуже учиться, отлынивать от выполнения домашних заданий, а то и вовсе прогуливать, уроки. У всех этих проявлений трудного возраста есть свои причины.

До десяти лет дети, как правило, принимают ценности взрослых и безоговорочно выполняют их требования. Ребенок полностью зависим от старших, у него слишком ограниченный жизненный опыт, который заставляет чувствовать свою беспомощность во многих жизненных ситуациях и обращаться к авторитету взрослого. Кроме того, ближайшее социальное окружение в основном состоит из любящих людей, заботящихся о ребенке. Если у ребенка нет серьезных проблем в развитии, то он почти всегда хорошо учится в начальной школе, потому что это поощряют родители, а ему и самому хочется быть хорошим сыном или дочерью.

Достигая младшего подросткового возраста, дети начинают подвергать сомнению указания и требования взрослых. Это происходит потому, что, во-первых, у них появились многие знания и умения, которые, как им кажется, гарантируют безопасность и самостоятельность. Во-вторых, в расширившимся социальном окружении появляются взрослые, демонстрирующие не лучшие образцы поведения (свою лепту сюда вносят и СМИ). В-третьих, (и это самое главное!) возрастает ценность мнения сверстников, которое становится гораздо важнее мнения взрослых.

Что же касается старших подростков, то они способны с ходу отвергать требования, советы и просьбы взрослых. Общение со сверстниками в этот период становится самым важным, а их установки и ценности превращаются в важнейший регулятор поведения. К этому возрасту подростки уже много раз становились свидетелями ошибок взрослых, так как их социальный круг значительно расширился и в него попали самые разные люди. Негативный опыт общения с взрослым миром старшие подростки склонны переносить и на ближайшее окружение (родителей, учителей и т.п.). Поэтому требования хорошо учиться, разговоры о том, что без хорошего образования не добиться успеха в жизни воспринимаются подростками как скучные нотации и практически не способны изменить их поведения и отношения к учебе.

Учеба в основном звене школы (5-9 классы) связана не только с освоением значительного объема теоретических знаний и развитием приемов логического мышления. Главной задачей обучения в

этот период является научить подростка самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для того чтобы учеба подростка была успешной, ему необходимо ясно понимать, зачем он учится, как применить приобретенные знания, как улучшится от этого его жизнь.

Решение этих задач предполагает применение таких педагогических технологий, которые позволяют подростку занимать в процессе обучения активную позицию, быть субъектом своей учебы. Именно к таким деятельностным технологиям относится проектная деятельность.

Роль родителей в проектной работе ребенка можно определить как «организатор и вдохновитель». Конечно, надо интересоваться ходом работы, обсуждать возникающие идеи, делиться своими мыслями по поводу проекта, всячески поддерживать интерес ребенка к этой работе, выражать уверенность в успехе. Но это не все. Может быть, придется вместе (не вместо!) искать информацию, работать над проектным продуктом или письменной частью проекта. Если ребенок совсем не умеет этого делать, ему обязательно поможет его руководитель, а вот опробовать приобретенный навык можно дома вместе с родителями. Психологам и педагогам хорошо известно, что только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Предлагая ребенку свою помощь, старайтесь побуждать его четко формулировать, чего он от Вас ждет. Это поможет ему лучше понять, что он умеет делать сам, а что ему еще недоступно. Тогда новые знания и умения, которые он получит в совместной с Вами работе, будут приобретаться осмысленно и усваиваться твердо.

И еще несколько практических советов родителям. Выделите в привычном распорядке рабочей недели время, которое можно посвятить работе над проектом. Это не обязательно должно быть сидение за письменным столом или за компьютером. Может быть, будет достаточно обсудить ход работы, что-то посоветовать, вместе просмотреть книгу или статью по теме проекта, обменяться мнениями. Ребенок должен видеть, что вы тоже проявляете постоянный интерес, болеете за его работу, надеетесь на успех. Тогда и он будет работать регулярно, легче преодолевать трудности, верить в свои силы.

Работа над проектом объединяет всю семью, позволяет улучить детско- родительские отношения. Подросток часто не пускает родителей в свою жизнь, а в совместной работе, когда все увлечены общим делом, видят перспективу, готовы подставить свое плечо, легче преодолеть разногласия, и, может быть, решить уже не школьные, а внутрисемейные проблемы, наладить диалог с ребенком.

Справившись с такой серьезной работой, как проект, ваш ребенок приобретет большой опыт и не только учебный. Он сам увидит свой успех, почувствует свою компетентность. Ему захочется двигаться дальше в своем развитии.


6. Критерии оценивания проектов для обучающихся 9-11 классов

Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла):

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована

3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла):

План достижения цели отсутствует

0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели

1

Краткий план состоит из основных этапов проекта

2

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла):

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

(максимум 3 балла):

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

(максимум 3 балла):

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий 6. Анализ хода работы, выводы и перспективы (максимум 3 балла):

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий 7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла):

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным

3

отношением автора к идее проекта

1

Критерии 8. Соответствие требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла):

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок четкая структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов):


Презентация не проведена

0


Внешний вид автора не соответствует требованиям проведения презентации

1


Автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации

2


Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента

3


Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с

4


Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация недостаточно хорошо подготовлена

5


Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию

6


Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 4 балла):


Проектный продукт отсутствует

0


Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1


Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2


Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) и выполнен полностью самостоятельно

4



Категория: Химия | Добавил: ЗарембаТО (12.01.2014)
Просмотров: 3102 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru