Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках изобразительного искусства
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье – помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Понятие "Здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет (примерно 10 лет) и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.
По словам профессора Н. К. Смирнова:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьеформирующие образовательные технологии-
это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
-
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников в образовательном процессе;
- Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемы во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Основная форма образовательной деятельности – урок.
От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Для улучшения качества урока необходимо знать критерии
здоровьесбережения на уроке и их краткая характеристика
Критерии здоровьесбережения
|
Характеристика
|
Обстановка и гигиенические условия в классе.
|
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, ростовая мебель.
|
Количество видов учебной деятельности, средняя их продолжительность.
|
4-7 видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение заданий, рассматривание, списывание и т. д. (смена осуществляться через 7-10 мин.).
|
Место и длительность применения ТСО.
|
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения и другие образовательные цели. Длительность применения в соответствии с СанПиН.
|
Поза учащегося, чередование позы.
|
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
|
Наличие и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
|
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
|
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
|
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Внутренняя мотивация: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.
|
Эмоциональные разрядки на уроке.
|
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная история, картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка…
|
Здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здоровым, развитым и духовно и физически.
Учитель ИЗО Лопашева Л.А. |