6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
Всего ответов: 282
Начало » Статьи » Методическая копилка » География

Урок-практикум в 6 классе: «Определение минералов и горных пород по их морфологическим признакам»
Урок-практикум в 6 классе: «Определение минералов и горных пород по их морфологическим признакам»
Форма урока: практическое групповое занятие.
Цель урока: закрепление теоретического материала в ходе практической работы.

Задачи урока:
1.     Образовательная: практическое закрепление знаний, умений, навыков по заданной теме.
2.     Воспитательная: привитие навыков коллективной, самостоятельной работы.
3.     Развивающая: расширение кругозора учащихся о минеральном составе литосферы.

Методы обучения: рассказ, беседа, лабораторная работа.

Педагогические технологии: технология группового обучения.

Основные опорные понятия и знания: 1. Минерал. 2.Горная порода. 3.Литосфера.  4.Земная кора. 5.Морфологический признак. 6.Классификация минералов и горных пород.

Оборудование: 1. Образцы минералов и горных пород. 2.Лабораторное стекло. 3.Магнитная стрелка. 4.Лабораторный стакан с водой. 5.Алгоритм выполнения работы. 6.Таблица-задание.

Ход урока
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
5 мин Организационный момент Сообщение темы урока;
Формулировка цели урока;
Объяснение алгоритма действий; Знакомство с правилами по технике безопасности.
 
Запись содержания вводной части. Разбивка на группы, организация рабочего места.
5 мин Предварительная проверка знаний Фронтальный опрос на знание содержания темы, опрос на усвоение алгоритма действий. Ответы на поставленные вопросы.
15 мин Выполнение лабораторной работы Консультация по вопросам выполнения лабораторной работы Выполнение лабораторной работы согласно предложенному алгоритму.
10 мин Отчеты групп о выполнении задания Коррекция выводов и формулировок. Формулирование выводов по определению минералов и горных пород, указание морфологических свойств и происхождения минералов и горных пород.
5 мин Подведение итогов Формулировка итогового вывода, выставление оценок. Запись вывода, выставление оценок в дневники.
 
Таблица для проверки результатов работы учащихся
ГП, минерал Прозрач-ность Блеск Твердость Раствори-мость в воде Цвет Магнит-ность
Слюда + + Рыхлый - прозрачный -
Гранит - + твердый - Красный, черный,белый -
Вода + + жидкий + бесцветный -
Торф - - рыхлый + Черный, коричневый -
Магнитный  железняк - - твердый - серый +
 
Результаты урока:
  1. Знания: минералы и горные породы, способы определения минералов и горных пород.
  2. Умения: проводить наблюдения и эксперименты, выделять главные морфологические признаки.
  3. Навыки: определение минералов и горных пород.
Материалы для учащихся
Алгоритм выполнения работ
1.Определить прозрачность каждого из представленных образцов путем визуального контроля. (Результаты наблюдений занести в таблицу)
2.Определить блеск каждого из образцов путем визуального контроля.
3.Определить твердость образцов с использованием лабораторного стекла. Поочередно нанести черту на лабораторное стекло. Если образец оставляет черту на лабораторном стекле, то он имеет коэффициент твердости более пяти.
4.Определить растворимость в воде. Поочередно опустить образцы в воду и визуально определить способность каждого из них к растворению.
5.Определить визуально цвет образцов.
6.Определить магнитные свойства образцов путем поднесения их к магнитной стрелке. Если наблюдается отклонение стрелки от нейтрального положения, то образец обладает магнитными свойствами.
7.Выделить главное диагностическое свойство каждого образца.
8.Определить дополнительные диагностические свойства каждого образца.
9.Сформулировать вывод о названии каждого из образцов.
Бланк лабораторной работы
Тема: «Определение минералов и горных пород по их морфологическим (внешним) признакам».
Цель: Научиться определять минералы и горные породы по их свойства.
Оборудование:
1. Образцы минералов и горных пород: торф, слюда, вода, магнитный железняк.
2.Лабораторное стекло.
3.Магнитная стрелка.
4.Лабораторный стакан с водой.
Алгоритм выполнения работы
(памятка для учащихся)
1.Определить визуально цвет каждого образца.
2.Определить наличие и вид блеска.
3.Определить прозрачность образцов.
4.Поднсти поочередно каждый образец к магнитной стрелке и определить, есть ли отклонение. Если наблюдается отклонение стрелки от нейтрального положения, то образец обладает магнитными свойствами.
5.Выделить главное диагностическое свойство каждого образца.
6.Определить дополнительные диагностические свойства образцов.
7.Сформулировать вывод о названии каждого из образцов.
 
Особенности работы учителя и учащихся
Кратко их можно сформулировать так:
1.Группы учащихся формируются с использованием игровой методики.
2.На предыдущем уроке можно обсудить ход лабораторной работы.
3.Рабочие места оборудуются учащимися специальным образом по их усмотрению.
4.Каждое рабочее место снабжается комплектом оборудования и алгоритмом выполнения работы.
5.Учащиеся знакомятся с правилами по технике безопасности.
Рассмотрим подробнее, что стоит за каждым пунктом.
В начале урока учащиеся заходят в кабинет и занимают привычные рабочие места. Заблаговременно учителем формируются комплекты оборудования. К каждому прилагается бланк лабораторной работы и алгоритм ее проведения. Практическая форма проведения урока для данного возраста является не совсем традиционной, поэтому для учебной адаптации учащихся, необходимо создать привычную атмосферу в детском коллективе. Исходя из возрастных особенностей детского коллектива, где определяющими видами деятельности являются игровые, необходимо снять психологическую напряженность. Это возможно, если применить для формирования рабочих групп нестандартный прием. Учителю важно, чтобы рабочие группы были сформированы не по принципу личной привязанности и успеваемости, а весьма произвольно. Подобный принцип повысит заинтересованность учащихся в конечном результате и послужит стимулом для исследовательской практической деятельности на уроке.
Для разбивки на группы, заблаговременно учитель может приготовить образцы горных пород. Видовой состав образцов соответствует количеству предполагаемых рабочих групп, а количество образцов каждого вида должно быть равно  количеству членов группы. Оптимальный состав рабочей группы 3-4 человека. Все образцы складываются в единый короб, а учитель в начале урока предлагает всем учащимся взять по одному экземпляру горной породы. При распределении образцов, учителю не надо бояться некоторой суматохи, ибо малая неорганизованность приведет только к повышению заинтересованности учащихся.
На следующем этапе учитель предлагает учащимся самостоятельно разбиться на рабочие группы. При этом, не надо предлагать принцип разбивки. Дети общаясь друг с другом, самостоятельно сформируют временные рабочие коллективы. Может сложиться ситуация, когда разбивка на группы произойдет не по виду горной породы, а по форме минерала. В этом случае, учителю надо принять условия разбивки, даже если в состав каждой группы войдет несколько больше учащихся, а по количественному составу группы будут отличаться. Произвольное фронтальное общение на предварительном этапе урока повысит адаптацию в условиях малой группы и создаст определенный задел для дальнейшей нормализации межличностного общения. Принятие правил игры, предложенных учащимися, нивелирует разницу в положении и возрасте между учителем и учениками. Это приведет к установлению оптимальных условий для плодотворных коммуникаций в условиях образовательного процесса.
После разбивки на группы, в большинстве случаев, учащиеся понимают, что традиционное расположение рабочих мест не соответствует характеру предстоящей работы. И в этом случае они самостоятельно начинают организовывать свое, удобное только им «рабочее гнездо».
Что при разбивке на группы, что при организации рабочего места, учителб должен несколько отстраниться: не управлять процессом, а лишь только контролировать общую ситуацию. Два данных предварительных этапа могут занять до десяти минут времени. Но некоторая видимая потеря времени компенсируется за счет неформального распределения ролей и нахождения точек соприкосновения при общении в группах.
После организации Рабочего места учащимися, учителю желательно сделать некоторую паузу, тем самым, поставив детей перед дилеммой: «А что дальше?». Только после этого предложить взять необходимое оборудование и материалы, так как чем больше будет интриги и недосказанности  на организационных моментах, тем больше возникнет у ребят азарта к работе.
Предварительную проверку знаний можно организовать перекрестными «перевертышами». Каждой группе учитель предлагает составить фразу по теме лабораторной работы, сделав в ней определенное количество ошибок, начиная от орфографических и заканчивая тематическими. Далее каждая группа выписывает свою фразу на доску, а остальные группы на отдельном листе на рабочем месте ищут ошибки и исправляют их. Впоследствии каждая команда выписывает свой исправленный вариант на доске, сравнивая и анализируя все предложенные ответы. Побеждает та команда, которая в сумме найдет и исправит большее число ошибок у своих соперников. Победителей можно поощрить либо оценкой, либо тематическим подарком. Можно возразить, что идет программирование на ошибку, но подобное задание ценно с двух сторон. Во-первых, учитель видит возможные «скользкие» места в материале по теме урока; а во-вторых, дети играют и ставят себя на место учителя, повышая планку собственной самооценки. Обычно, после проведения подобной работы вмешательство учителя уже не требуется, так как учащиеся используют «включенное обучение» при поиске правильного решения задачи, корректируя при этом друг друга.
За время выполнения рабочими группами лабораторной работы, в соответствии с предложенным алгоритмом, учитель на доске оформляет сводный бланк, куда каждая группа занесет свои результаты. Заполнение сводного бланка может вестись группами как в процессе работы, так и по ее завершении. Количество учащихся, одновременно заполняющих бланк на доске, не ограничивается. Оптимально было бы, если бы кусочек мела стал своеобразной эстафетной палочкой между членами одной группы. В этом случае, у учащихся формируется представление о единстве и ответственности за общее дело.
По завершении экспериментальной части работы и после заполнения бланка на доске, каждая команда оглашает свой вывод о свойствах и названии образцов. Коррекция ответа должна идти от членов другой команды. Чем меньше учитель будет вмешиваться в ход дискуссии, тем плодотворнее деятельность и прочнее полученные знания, так как спецификой возраста является ориентация на мнение товарища, а не на мнение учителя.
Последний этап работы связан с выставлением оценок, желательно учитывая мнения членов каждой группы. Для этого учитель может предложить каждому члену группы выставить оценки своим товарищам по группе, обосновав свое решение.
Развитие ответственности у учащихся за принятое решение и обоснование собственного мнения, позволит учителю создать в ученическом коллективе единое психологическое и образовательное пространство.
Категория: География | Добавил: ИвановаГИ (04.09.2014)
Просмотров: 3031 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru