6+
 
Герб города Автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г. Королёва Герб школы
 
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск с Яндексом
например:
Расписание звонков
Категории каталога
Начальная школа [58]
Работы учителей начальной школы
Иностранный язык [25]
Работы учителей иностранного языка
Общешкольные мероприятия [7]
Общешкольные мероприятия
Математика [10]
Химия [3]
История [0]
Обществознание [2]
Физика [3]
Русский язык и литература [20]
Биология [0]
География [6]
Изобразительное искусство [8]
Черчение [1]
Физкультура [5]
Экономика [1]
Технология [4]
Наш опрос
Ваше мнение: готов ли ребенок к школе? Стесняется ли Ваш ребенок в присутствии посторонних?
Всего ответов: 283
Начало » Статьи » Методическая копилка » География

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН: СОСТАВ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ, НАСЕЛЕНИЕ
Тема урока:
 
«Центральный район.
Экономико-географическое положение.
Природные условия и ресурсы.
История развития».
 
 
Цели урока. Познакомиться с составом Центрального района и особенностями его экономико – географического положения. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района. Познакомиться с историей освоения Центра. Сформировать умение давать оценку ЭГП района.
         Формирование чувства патриотизма.
         Педагогические технологии: технология группового обучения.
         Оборудование: Физическая и политико – административная карты России; экономическая карта: «Центральные районы России», контурные карты; атласы (издательство «Дрофа»).
 
Ход урока.
 
I  Организационный момент.
 
II Актуализация знаний:
  • Что такое экономический район?
 
(Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краев), которая отличается от других своей специализацией).
 
  • По какому плану изучается экономический район?
 
  • Назовите экономические районы европейской части России?
Учебник А., стр. 195; Атлас, стр. 26
  • Из каких единиц состоит экономический район?
(Из субъектов РФ – областей, республик, краев, автономных округов)
  • Как Вы считаете, с какого экономического района следует изучать Россию и почему?
(Центральный, так как столичный и мы жители этого района)
  • Найдите на рис. 62, стр. 202 уч. А. какие области входят в этот экономический район?
  • Чем отличается состав Центрального района на рис. 61, уч. А., стр. 198 – 199? Почему? И список на стр. 194.
(На стр. 194 перечень областей (12), входящих в «госплановский» Центральный район, а на рис. 61 показан состав социально – экономических районов. В Центральный район (социально-экономический) включена Нижегородская область, а Орловская область отнесена к Центрально – Черноземному району).
 
III. Изучение нового материала.
 
     Класс делится на группы и выполняют практические задания.
 
Карточка № 1
 
  1. Определите состав Центрального района, пользуясь рис. 62., уч. А.
Выпишите в тетрадь:
  1. Москву и М.О.
  2. Главные города областей, граничащих с М.О. (области I  порядка);
    • Смоленск, Тверь, Ярославль, Владимир, Рязань, Тула, Калуга.
  3. Главные города областей – соседей II порядка:
  • Кострома, Иваново, Н.Н., Брянск
 
Мы определили состав района, а далее изучаем ЭГП.
 
Карточка № 2
 
Запись в тетрадь. ЭГП района – это положение района на экономической карте.
  1. Определите ЭГП района по плану на стр. 204 – 205 уч. А.
 
Карточка № 3
 
  1. По карте (рис. 62 уч. А.) и карте атласа, и тексту учебника (с.201 – 202) найдите основные направления  х/д, которые расходятся от Москвы.
  1. Дорога на Тверь и далее в С-П;
  2. На Савелов – Углич – Рыбинск;
  3. На Ярославль – Вологду – Архангельск;
  4. На Владимир 0 Н.Н. – Киров:
  5. На Муром – Казань – Екатеринбург;
  6.  На Рязань, Воронеж и.т.д.
Найдите дороги на карте атласа «Центральная Россия и сделайте вывод о густоте ж/д, которые расходятся во всех направлениях.
 
  1. Москву называют «портом пяти морей». Докажите. Проплавайте в 5 морях. Какой объект имеет важное значение для выхода в Волгу?
(Канал им. Москва)
 
Учащиеся « проплавают» по каналам Волго – Балтийскому и Беломоро – Балтийскому  до Балтийского и Белого морей. По Волге и Волго – Донскому каналу до Азовского и Черного морей, по Волге до Каспийского моря – озера.
 
 
         Запись в тетрадь Вывод о выгодности ЭГП
 
  1. Столичное (по сути центральное) положение.
 
  1. Насыщенность транспортными путями. Москва – крупнейший транспортный узел.
 
  1. Соседи – развитые районы и республики бывшего Советского Союза – Украина и Белоруссия.
 
  1. Район был центральным, а стал приграничным.
 
  1. ЭГП выгодное, что способствует экономическому развитию района.
 
 
Карточка № 4
 
         Вспомните, какую часть Русской равнины занимает Центральный район. Каков ее рельеф? Назовите водораздельные возвышенности, с которых начинаются реки, впадающие в Балтийское, Черное, Каспийское, Белое и Баренцево моря.
         Покажите на карте.
 
Карточка № 5
 
         Прочитайте текст: «Природные условия» (с. 202, уч. А.), ответьте на вопросы, сделайте вывод:
  1. Благоприятны ли для развития хозяйства Центра климат, рельеф, природные зоны.
(Умеренно – континентальный климат, равнинный рельеф, леса)?
 
  1. Почему, по словам Н.Н. Баранского, не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность «потащила» за собой из-под земли различные полезные ископаемые и особенно минеральное топливо?
 
  1. Какие полезные ископаемые имеются и добываются в Центре? По картам атласа «Центральная Россия» - «Минеральные ресурсы» - учащиеся находят и называют:
а) Подмосковный буроугольный бассейн (уголь низкого качества,
    подземная добыча, высокая себестоимость);
 
б) Торф – низкокалорийное топливо местного значения;
 
в) Фосфориты Подмосковья (Егорьевск, Воскресенск).
 
         Найдите в коллекции полезные ископаемые (все они местного значения) – бурый уголь, торф, фосфориты, известняк, белая глина, мергель.
 
Запись в тетрадях. Вывод:  Природными ресурсами Центральный район беден. Экономика района должна базироваться на привозных ресурсах и развивать нематериалоемкие отрасли.
 
Карточка № 6
 
История развития района.
 
         Прочитайте текст «Из истории развития района». Ознакомьтесь с описанием социально – экономической истории района Н.Н. Баранского. Ответьте на вопросы:
1. Благодаря чему Центр занял командное положение среди других районов
    уже с XIV века?
 
2. Почему населению Центра пришлось «промыслить себе пропитание» не
    земледелием, а другими способами?
 
3. Какие промыслы развивались в центре?
 
4. Что способствовало развитию торговли с окраинами?
 
5. Почему ориентация промышленности Центра была в дальнейшем на
    обрабатывающие отрасли, требующие квалифицированной рабочей силы?
 
6. Какую роль играл Центр в советский период?
 
IV Закрепление.
Как вы считаете, улучшилось или ухудшилось экономико – географическое положение Центрального района после распада СССР? Обоснуйте свою точку зрения.
 
 
V Задание на дом:
 
Уч. А. параграф 43 в. 1 – 5; 4 на к/к
 
Подготовить сообщения:
  1. О характере великоросса
 
  1. О народных художественных промыслах:
 
а) Палехская миниатюра.
 
б) Гжель – фарфоровая посуда
 
в) О «городах науки».
 
Принести на урок изделие «Народных промыслов Центрального района».
Категория: География | Добавил: ИвановаГИ (11.03.2010)
Просмотров: 4083 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
Поиск по новостям
Здравоохранение
Премия Губернатора
Вход в Школьный портал с помощью ЕСИА
Анкетирование
Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере образования (НОКОД)

Друзья сайта
Гимназия № 9 © 2007-2022
141075, г. Королёв, "Костино", Кооперативный пр-д, дом 1
+7 (495) 519-58-57
+7 (495) 519-46-24
gym9korolev@yandex.ru